Переговоры по Карабаху: Москва между Ереваном и Баку
Возможности прорыва в урегулировании карабахского конфликта сегодня практически равны нулю
Выступая на брифинге 7 декабря, представитель МИД РФ Мария Захарова анонсировала возможность переговоров по проблеме Нагорного Карабаха. Впрочем, даже если встреча представителей враждующих сторон – Еревана и Баку – и состоится, есть более чем серьезные сомнения в ее результативности.
«Обсуждается возможность проведения в Гамбурге на полях заседания Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ встречи министров стран-сопредседателей МГ ОБСЕ с главами МИД Азербайджана и Армении в формате 3+2 в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта», – сообщила Мария Захарова, подчеркнув, что «возможность такой встречи обсуждается», то есть она еще не согласована.
Отметим, что ситуация на линии разграничения сторон в НКР в последние дни весьма напряженная – стороны жалуются на многочисленные нарушения режима прекращения огня со стороны противников. Причем дело уже выходит за рамки «обычных» перестрелок из стрелкового оружия и снайперских выстрелов, есть сведения об использовании крупнокалиберных пулеметов и даже минометов. Также есть человеческие жертвы.
Ереван обвиняет в эскалации Баку, который с помощью вооруженных провокаций якобы стремится сорвать переговоры. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что глава МИД Азербайджана чисто дипломатическими средствами почти достиг такого же результата.
Министр Эльмар Мамедьяров за несколько дней до встречи заявил, что будет обсуждаться «поэтапный вывод армянских войск с оккупированных территорий» без всякой увязки последующего статуса НКР. Понятно, что оглашение таких, абсолютно не приемлемых для Армении условий, ставит под вопрос вообще целесообразность такой встречи. К этому можно прибавить и недоверие к России как к миротворцу, которое, как это ни печально, присутствует у обеих сторон.
Что касается официального Баку, то он высказывает открытое недовольство размещением в Армении ракетных комплексов «Искандер», а также созданием Москвой и Ереваном объединенной группировки войск. Эти шаги, предпринятые для укрепления границ ОДКБ с НАТО, тем не менее, рассматриваются азербайджанским руководством как прямая угроза стране. Но как бы то ни было, эти меры удерживают Баку от очередной военной авантюры и, таким образом, являются стабилизирующим фактором в Закавказье. Но поскольку Азербайджан не оставляет надежд на военный реванш, военное присутствие России рассматривается как враждебные действия, ставящие под сомнения ее миротворческий статус.
В этой связи стоит упомянуть недавний демарш Баку: запрет властями Азербайджана на пролет транспортной авиации ВВС России в сторону Армении через азербайджанское воздушное пространство. Российский Ил-76 летел по «сирийскому» направлению в Армению, но уже на выходе из Ростовской воздушной зоны экипаж самолета получил команду возвращаться в Сочи, поскольку Азербайджан закрыл воздушное пространство для российского борта.
Не только Баку, но и Ереван в последнее время высказывает недоверие нашей стране. Напомним, что после «апрельской войны», остановленной благодаря усилиям России, в Армении усилились антироссийские настроения. Москву обвиняли в неисполнении союзнических обязательств, которое выразилось в продаже оружия Азербайджану. Кое-кто даже ставил Москве на вид, что она не вмешалась в конфликт (хотя НКР Россией официально не признана и не является участником ОДКБ).
В настоящий момент тревогу Еревана вызывают ставшие тесными контакты России с Турцией. В армянских СМИ даже звучат комментарии вроде «за спиной Еревана Москва договаривается о его судьбе со злейшими врагами Армении». Такого рода трактовкам немало способствуют информационные ресурсы Азербайджана, которые вполне сознательно во все сообщения о прошедших российско-турецких встречах вставляют упоминания об «обсуждении проблемы Нагорного Карабаха».
Надо отметить и то, что после того как отношения России и Турции были восстановлены и угроза вооруженного конфликта между ними отступила, Азербайджан почувствовал себя значительно увереннее и на карабахском направлении, и в отношении России, что мы видим на примере с демаршем закрытия воздушного пространства. Сегодня отношения с Анкарой для России очень важны, и Баку старается извлечь из этой ситуации максимальную выгоду.
Впрочем, гибкость Москвы я бы на месте азербайджанского руководства не стал бы ни проверять, ни испытывать. Очевидно, что Армению, являющуюся главным российским форпостом и союзником Москва никогда не «сдаст», как не «сдаст» и НКР, и никогда не примет азербайджанскую модель урегулирования конфликта. Однако при этом Россия демонстрирует заинтересованность в сотрудничестве и партнерстве с Азербайджаном. Но в случае полномасштабного азербайджано-армянского конфликта, Россия вне сомнения выполнит свои союзнические обязательства, как бы ей ни были ценны отношения с Баку.
Сегодня возможности для урегулирования конфликта практически нулевые – и Азербайджан, и Армения жестко стоят на своих позициях, не желая отступить ни на сантиметр. При такой бескомпромиссности ожидать прорыва на встрече в Гамбурге (если она вообще состоится) не приходится.
Что же остается Москве как, пожалуй, самой главной силе, наиболее заинтересованной в решении карабахской проблемы? Очень немногое – постоянно находить пути сдерживания Баку от попыток военного реванша.
Борис Джерелиевский