Визы для Средней Азии: за и против
Первый заместитель председателя комитета Совета федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, сообщил, что в Госдуме рассмотрят предложение о введении визового режима с бывшими советскими республиками Средней Азии.
Комментируя задержание сотрудниками ФСБ двух граждан среднеазиатской республики, готовивших теракты в Москве и Подмосковье, он заявил: «Социальная обстановка в республиках Центральной Азии нестабильна, миграционный режим с ними необходимо усиливать ради безопасности российских граждан».
«В республиках Центральной Азии созданы очаги социальной напряженности. Необходимо, и я давно говорю об этом, вводить визы и более жесткий контроль на границе», — добавил он, отмечая, что такая мера может сильно ударить по трудовым мигрантам, для которых работа в России единственный заработок. «Но наша страна, наше государство будет защищать своих граждан, и ради этого пойдет на любые потери», — заявил парламентарий.
Впрочем, эту проблему можно и нужно решить, создавая рабочие места на родине трудовых мигрантов, открывая там совместные предприятия и филиалы российских фирм. Тем самым решается сразу несколько вопросов – наши предприниматели получают дешевую и достаточно квалифицированную рабочую силу, и возможность сэкономить на отоплении производственных площадей (отопительный сезон в Центральной Азии гораздо короче, чем в России), рынок труда в России освобождается от «демпингового» давления гастарбайтеров, что благотворно скажется на социально-политической обстановке в стране. И, наконец, снизится криминогенный фактор, неизбежно сопутствующий миграционным потокам.
Впрочем, забота о трудоустройстве мигрантов из Средней Азии, а также желание получать прибыли от полурабского труда, не единственное препятствие для введения визового режима. Безвизовый режим с государствами Центральной Азии, является мощным фактором, позволяющим держать их в зоне российского влияния.
В принципе, этого было вполне достаточно, чтобы идею введения визового режима с республиками Средней Азии ранее озвучивали главным образом оппозиционные политики. Тем более, что визовой режим сам по себе не является гарантией безопасности, и эффективно противодействовать террористической угрозе можно и без него.
Спецслужбы Таджикистана неоднократно заявляли, что трудовые мигранты из этой страны подвергаются вербовке и вступают в террористические и экстремистские группировки уже находясь на территории России. На первый взгляд это может показаться перекладыванием с больной головы на здоровую. Однако рациональное зерно в этом утверждении есть. Дело в том, что в Таджикистане, да и в других республиках региона, религиозные радикалы и экстремисты жестко преследуются. И возможностей для вербовки сторонников там у них гораздо меньше, чем в России, где до недавнего времени они чувствовали себя вполне комфортно. Достаточно сказать, что ряд религиозных экстремистов, преследуемых на родине, еще недавно находили себе прибежище в нашей стране, где продолжали свою «проповедь». К этому можно прибавить и то, что бесправный трудовой мигрант, оторванный от родной среды, гораздо легче идет на контакт с вербовщиками.
То есть, борьбу с религиозными экстремистами, создающими основу террористических группировок необходимо вести уже на территории нашей страны, в том числе и в контакте с коллегами из Центральной Азии.
Кроме того, столь необходимое ужесточение пограничного контроля, о котором говорил Клинцевич, вовсе не обязательно связано с визовым режимом. Можно осуществлять тщательную проверку и при бизвизе, и контроль может практически отсутствовать и при наличии визового режима.
Строго говоря, и для регламентирования трудовой миграции вовсе не обязательно вводить визовой режим – достаточно требовать неукоснительного соблюдения существующих правил от работодателей, ужесточив ответственность за их нарушение.
Следует также заметить, что террористическая угроза, которая так взволновала сенатора, куда менее страшна, чем скажем, афганский наркотрафик, проходящий по территории республик Центральной Азии, и который унес миллионы жизней российских граждан.
Тем не менее, усилить борьбу с терроризмом и трансграничным криминалом, значительно повысив безопасность, можно и без удара по интеграционным процессам, проходящим на постсоветском пространстве. Не секрет, что враги нашей страны всеми силами стремятся нанести удар в «Среднеазиатское подбрюшье» России для чего необходимо подорвать влияние нашей страны в этом регионе.
Впрочем, тема отторжения республик Центральной Азии от России поднимается не только агентами влияния Запада, но и вполне патриотичными политиками из-за понятных и обоснованных тревог граждан перед неконтролируемыми миграционными потоками. Однако, как мы видим, для защиты интересов и безопасности российских граждан вовсе не обязательно жертвовать геополитическими интересами страны и обеспечением ее безопасности на дальних рубежах.
Борис Джерелиевский