Киевская хунта нашла способ нагадить Москве
Противники Додона стремятся разрушить отношения с Россией и Приднестровьем
Правительство Молдавии, вынесло на публичные консультации план создания таможенными службами Молдавии и Украины 13 совместных пунктов пропуска на приднестровском участке государственной границы.
Проект этого постановления 17 апреля опубликовали кишиневские СМИ, сообщает РИА Новости.
Речь идет о пяти международных пунктах пропуска (Первомайск-Кучурганы, Новые Гояны-Платоново, Новосавицкая-Кучурган, Колбасна-Слободка и Хрустовая-Болган), также о восьми пунктах межгосударственного значения (Грушка-Великая Кошница, Броштены-Тимково, Вэрэнкэу-Станиславка, Колосово-Иосиповка, Малаешты-Великопольское, Ближний Хутор-Славяносербка, Незавертайловка-Градинцы и Валя Туркулуй-Алексеевка).
Поясним, что вопрос стоит о том, чтобы в пунктах перехода госграницы ПМР и Украины с украинской стороны, помимо местных таможенников и пограничников, появятся и молдавские.
Данная идея уже давно вынашивалась как в Киеве, так и в Кишиневе (среди противников нормализации отношений с Тирасполем), и является одним из любимых детищ главаря киевской хунты Петра Порошенко.
«В 2009 году я как министр иностранных дел Украины начал этот процесс. И мы подчеркиваем необходимость скорейшего завершения этого процесса», - заявил он во время пресс-конференции по итогам визита премьера Молдавии Павла Филипа в Киев 13 февраля, во время которого была достигнута договоренность ускорить работы по установлению совместного контроля на приднестровском участке границы.
Для Порошенко, как это не скрывают на Украине, это ни что иное, как отработка той «модели, которую Киев надеяться увидеть на границе России и ОРЛДО Донбасса, когда ЕС и США заставят Москву обеспечить там украинский контроль».
В Приднестровье планы Молдавии и Украины по организации совместного контроля расценивают как попытку установить тотальную блокаду непризнанной республики и требуют обсуждения данной проблемы в рамках переговорного формата "5+2" (в формате участвуют Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ — в качестве посредников, Евросоюз и США — как наблюдатели).
Министр экономического развития ПМР Сергей Оболоник заявил, что такой контроль нанесет ущерб экономике Приднестровья в 38 миллионов долларов.
А глава МИД ПМР Виталий Игнатьев отметил что Тирасполь рассматривает планы Кишинева и Киева по этому вопросу как «серьезную угрозу дестабилизации как экономической ситуации, так и в принципе свободы передвижения граждан и транспортных средств». «Кроме того, эта проблема связана и с возникновением угроз в сфере безопасности. Мы не видим никакой логичной мотивации для установления совместного контроля, потому что ни в сфере экономики и торговли, ни в сфере свободы передвижения положительных результатов не будет. Есть очень существенные комплексные негативные издержки, включая проблемы политического характера, потому что эти планы и решения принимаются за спиной Приднестровья и вне рамок переговорного процесса», - отметил Игнатьев.
Кроме того, возникновение совместных КПП нарушает целый ряд договоренностей переговорного процесса, в том числе положения «Берлинского протокола» о том, что «все решения необходимо принимать исключительно за столом переговоров». Игнатьев полагает, что «В случае реализации данных деструктивных планов будет сложно говорить вообще об эффективности конструкции переговорного формата».
Во всей этой ситуации интерес киевской хунты вполне очевиден – нагадить Москве, которая покровительствует ПМР, а так же втянуть Кишинев в собственные проблемы. Но вот зачем это Молдове, которая интенсивно восстанавливает экономические связи с Россией, для нее жизненно важные?
Ответ на этот вопрос лежит в плоскости противостояния президента Молдавии Игоря Додона, сторонника примирения с Приднестровьем, стратегического партнерства с Россией и вступления в ЕАЭС с парламентом и правительством, большая часть которых выступает за интеграцию с Евросоюзом и Западом в целом.
Задача «западников» в руководстве республики – разрушить планы президента, помешать их реализации, во что бы то ни стало.
Например, после того, как Игорь Додон объявил о намерении подписать меморандум о сотрудничестве страны с ЕАЭС, премьер Молдавии Павел Филип заявил, что меморандум не имеет юридической силы, "потому что Молдавия — парламентская республика… президент имеет право подписывать и заключать соглашения, но оно должно быть ратифицировано парламентом".
И любые инициативы главы государства, даже такие, как возвращение молдавской продукции на рынок РФ и нормализации сотрудничества в энергетике встречают противодействие правительства.
Сложившееся двоевластие в Молдавии вынудило президента ПМР Вадима Красносельского констатировать: «Молдова должна определиться, куда она все-таки идет. Пусть эта позиция будет для нас неприемлема, но она будет понятна и прозрачна, будет понятно, о чем мы говорим». Лидер Приднестровья считает, что в Молдавии нет консолидации, нет общей идеи. По его словам, президент этой страны говорит об одной форме решения проблем, премьер-министр выступает за вторую, спикер молдавского парламента – за третью.
И пока во властных структурах Молдавии сохраняется подобная ситуация, никакого продвижения, как в отношении приднестровского урегулирования, так и деле реализации других планов Игоря Додона. Причем чем дольше продолжается подобная «раскоряченность», тем меньше шансов, что их удастся воплотить в жизнь. Иными словами, главе Молдавии, чтобы достичь успеха, реализовать кредит народного доверия, и просто сохранить власть в своих руках, необходимо ломать это «двоевластие» и проводить конституционный референдум о расширении полномочий президента и досрочных парламентских выборах, который намечен на сентябрь.
И важно до этого времени не допустить, чтобы враждебное президенту правительство и часть парламента нанесли необратимый ущерб отношениям с Россией и ПМР.
Борис Джерелиевский
Фото novorossy.ru