Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Геополитика
17.11.2014 19:15

Дмитрий Суслов: Рубикон пройден

Отношения Москвы и Вашингтона достигли точки невозврата, считает Дмитрий Суслов, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) и заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ. Размежевание цивилизаций на две крупнейших геополитических силы и переход к биполярной модели мира, по мнению эксперта, отныне неизбежно. 

«Российско-американская конфронтация повышает вероятность раскола мира на «Большой Запад» и «Евразийский не-Запад». География размежевания напоминает о классической геополитике с ее «континентальными» и «островными» державами», – резюмирует в своей статье Дмитрий Суслов.

Украина стала точкой, где столкнулись интересы крупнейших геополитических сил – Запада во главе с США и России. С большей вероятностью результат украинского кризиса «определит правила отношений всех великих держав на годы и десятилетия», вероятно снова расколов цивилизацию на два лагеря, пишет Суслов.

За 23 года с момента распада СССР, мировые державы так и не пришли к взаимопониманию не по одной из категорий порядка. Не было установлено ни правил, ни норм международного поведения, ни механизмов принятия решений. Политическая, социальная и культурная пропасть между США с саттелитами и странами не входящими в состав западной коалиции разверзлась сразу после окончания первой «холодной войны». Вашингтон попытался реализовать сценарий однополярного мира, позиционируя себя как глобального лидера. Однако такой расклад не устроил Россию, Китай, Индию, Бразилию, Иран, Венесуэлу и ряд других стран.

При этом Москва с самого начала выступала против. Даже в 1990-х Россия готова была рисковать, если считала, что Вашингтон и Запад пренебрегает её жизненно важными интересами. Причём, чем сильнее США ущемляли интересы России и дружественных ей стран, тем больше противодействия оказывал Кремль. Апогеем этого противостояния стал украинский кризис.

Проблемы всех российско-американских взаимоотношений основаны на одних и тех же вопросах, в решении которых Россия и США уже более двадцати лет не могут прийти к консенсусу. Имеет ли право Москва создать и собственный проект интеграции в Евразии и позиционировать как один из полюсов многополярного мира? Имеют ли вообще право крупные страны создавать вокруг себя периметр безопасности  и быть его центром? Должен ли Североатлантический альянс и подобные ему западные структуры единолично обеспечивать международный порядок в Европе и Атлантике, вплоть до российских границ, при условии, что сама Россия никогда не сможет войти в этот блок по умолчанию? И, наконец, кто дал право США объявлять одни государства суверенными и легитимными, а другие нет и санкционировать свержение неугодных им правительств? И почему это право есть только у Вашингтона? 

При этом все эти вопросы и вытекающие из них проблемы актуальны не только для России, но и многих других стран, в том числе и из, так называемой, демократической когорты. Индия и Бразилия давно публично критикуют давно Вашингтон и задают такие же вопросы. В частности, Дели обеспокоено присутствием США в Индийском океане, Бразилия пытается ограничить их влияние в Южной Америке, а Пекин не доволен расположением военных баз в соседних с Китаем регионах.

Надо подчеркнуть, что украинский кризис 2014 принципиально отличается от столкновений 1999, 2004 и 2008 гг. Это уже новый уровень противостояния. На этот раз векторы интересов столкнулись таким образом, что у обеих сторон сложилось чёткое понимание – реализация собственных интересов возможна лишь за счёт пренебрежения правилами игры, которая другая сторона считает жизненно важными. В частности Россия открыто покусилась на то положение, по умолчанию действовавшее ранее на всё Земном шаре, что только Вашингтону разрешено нарушать фундаментальные основы международного права – посягать на целостность государств, свергать легитимные правительства. Крымский референдум и включение его в состав РФ недвусмысленно продемонстрировал ответ Кремля на один из спорных вопросов.

С момента первых стычек на Евромайдане прошёл ровно год. За этот год Москва и Вашингтон, по сути, отрезали себе пути к отступлению и лишили друг друга возможности свернуть конфликт, договориться о новых правилах игры и вернуться в русло конструктивных партнёрских отношений. Выход из кризиса обе стороны видят лишь в одном случае – полной капитуляции противника и его признании навязанных правил игры. 

Присоединение Крыма, помощь ополчению Донбасса, ответные санкции против Запада – это тот самый «Рубикон», который Москва прошла, сжигая за собой все мосты. Она дала понять, что Украина входит в число жизненно важных интересов страны и Россия пойдёт на очень многое, чтобы удержать её в зоне своего влияния.

Вместе с тем, санкционировав антироссийскую истерию на Западе, свернув сотрудничество с ней почти во всех сферах, запустив неприкрытую политику ослабления Москвы, США тоже дали понять, что не ждут никаких компромиссов. То есть Вашингтон откровенно рассматривает Россию, как враждебное государство, которое угрожает его интересам и созданному им миропорядку. Суть этой политики хорошо отразил американский президент, назвав Россию главной мировой угрозой на равных с терроризмом и угрозой распространения вируса Эбола.    

Действия США на Украине в Москве воспринимались на фоне плохо прикрытого раздражения Вашингтона по поводу того факта, что Владимир Путин снова занял президентский пост. 2012 год – год переизбрания российского президента – стал отправной точкой, пусть и несколько вялой, новой конфронтации между Западом и Россией. Уже в феврале 2014 ещё до свержения Виктора Януковича, Москва уже знала, что США сделали осознанный выбор в сторону навязываемого конфликта.

Решительная поддержка Вашингтоном февральского госпереворота рассматривалась Кремлём, как открытая политико-экономическая война против России. Москва видела в украинском кризисе попытку создать из «незалежной» часть антироссийского «санитарного кордона» и лишить РФ последних важнейших политических достижений – независимой политики, плотной интеграции с другими странами СНГ. Кстати, это компенсировало бы внешнеполитические провалы США последних лет. Ходили мнения, что после смены режима, вступление Украины в НАТО и создание американской базы в Крыму – вопрос буквально нескольких месяцев. К счастью, на этот раз, «горячие головы» просчитались.

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"