Газовый заговор против России
США с помощью Южного газового коридора пытается вытеснить Россию с энергетических рынков Европы
США, осознав, что Западу с помощью антироссийских санкций не удалось сломить волю Кремля в украинском вопросе и лишить президента России Владимира Путина народной поддержки, решили искать новые способы давления на Москву. Теперь Вашингтон вместе со своими союзниками-вассалами пытается задействовать альтернативные трубопроводы для поставок энергоресурсов из стран Каспийского бассейна в Европу в обход России, чтобы снизить экспортные доходы российского бюджета. В стремлениях максимально навредить российской экономике, США реанимируют даже такие «мертвые» проекты, как «Набукко» (Nabucco) и Транскаспийский газопровод, о которых, казалось бы, уже давно забыто. Причем ради реализации своих геополитических планов против России США готовы помириться даже со своим заклятым врагом — Ираном.
«Снизить цены, закрыть рынки!»
Именно так можно охарактеризовать действия США против России на мировых нефтяных и газовых рынках. Американцы, вместе со своими арабскими союзниками-вассалами обрушившие цены на нефть, теперь хотят вытеснить Россию с мировых нефтегазовых рынков, и прежде всего - с рынков стран Евросоюза и Турции. Видимо, Вашингтону показался недостаточным 50-процентный обвал цен на нефть, приведший к резкому сокращению нефтяных доходов России. Притом что через несколько месяцев подешевеет и природный газ, так как в последние 40 лет цены на «голубое топливо» привязаны к ценам на нефть. Тогда доходы российского бюджета сократятся еще больше. Но теперь США хотят для России закрыть и сами нефтегазовые рынки. В последнее время американцы уже проделали огромную работу в этом направлении, и под их надзором возрождаются экономически несостоятельные и вроде бы уже «похороненные» проекты. Но для американцев цель оправдывает средства, независимо от того, каковы риски и цена их геополитических целей.
Воскрешение «мертвых»
Первым «воскресшим покойником» в рамках геополитических планов США оказался проект по строительству Транскаспийского газопровода (ТКГ), «похороненный» еще 15 лет назад из-за разногласий между главными участниками этого амбициозного проекта — Туркменистаном и Азербайджаном. Неожиданно 3 марта президенты Турции и Туркменистана Реджеп Тайип Эрдоган и Гурбангулы Бердымухамедов в Анкаре объявили о реанимации проекта строительства Транскаспийского газопровода, по которому через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу планируется поставлять туркменский газ.
Проект Транскаспийского газопровода, активными лоббистами которого являются Евросоюз и США, появился в 1996 году. В 1998 году США выделили 1,3 млн долларов на составление ТЭО проекта ТКГ, который предусматривает подачу газа с восточных месторождений Туркменистана в турецкий Эрзурум. Запуск газопровода с проектной мощностью 30 млрд кубометров газа в год планировалось завершить в 2002 году. Однако в 2000-м году все работы по проекту были свернуты по инициативе Ашхабада, после чего практически все задействованные в нем международные компании вышли из проекта.
Первый раз о реанимации проекта ТКГ задумались в 2006 году после первой «газовой войны» между Россией и Украиной. В 2010 году США вновь выделили деньги в размере 1,7 млн долларов для подготовки нового ТЭО проекта с учетом возможности участия в нем Казахстана. На этот раз деньги на подготовку ТЕО проекта ТКГ были выделены Азербайджану. Но из-за сохраняющихся разногласий между Баку и Ашхабадом этому проекту так и не удалось придать «второе дыхание».
Разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном были связаны как с самим проектом ТКГ, так и со спорами вокруг принадлежности ряда нефтегазовых месторождений в центре Каспийского моря. Во-первых, Баку хотел половину ТКГ наполнить азербайджанским газом, в то время как покойный президент Туркменистана Сапармурат Ниязов настаивал на транспортировке по ТКГ только туркменского газа. Во-вторых, между Баку и Ашхабадом до сих пор существуют разногласия относительно принадлежности трех крупнейших нефтегазовых месторождений, расположенных на границе территориальных вод Туркменистана и Азербайджана в центре Каспия. Это месторождения «Чираг» (азербайджанское название) - «Осман» (туркменское название), «Азери» (азер. назв.) - «Хазар» (туркм. назв.) и «Шарг» (азер. назв.) - «Алтын Асыр» (туркм. назв.).
Однако если учесть, что ТКГ активно лоббируется Вашингтоном, можно не сомневаться, что Ашхабад и Баку скоро под давлением США «забудут» о вышеуказанных разногласиях и займутся строительством Транскаспийского газопровода. Тем более что Вашингтон уже дал «зеленый свет» данному проекту: недавно по заказу находящегося под американским влиянием Всемирного банка (президентом его является гражданин США Джим Ён Ким, а его штаб-квартира находится в Вашингтоне) компания RSK Environment Ltd уже провела предварительные экологические исследования строительства газопровода и выдала «положительные» заключения. По данным министерства нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана, переговоры по реализации этого проекта активно ведутся на различных уровнях как с Евросоюзом и Еврокомиссией, так и с конкретными странами и компаниями.
Наполнять Транскаспийский газопровод на первоначальном этапе планируется за счет месторождений туркменской части Каспийского моря. Затем к ТКГ подключат ресурсы газовых месторождений в восточной части Туркменистана. Для этого скоро появится «начало» ТКГ: в 2015 году планируется ввести в строй газопровод «Восток—Запад» с мощностью прокачки 30 млрд кубометров газа в год.
Туркменистан является четвертой страной в мире по запасам природного газа. Только туркменское месторождение Южный Иолотань имеет до 21 трлн кубометров газа и является вторым газовым месторождением в мире после иранско-катарского Парса. Это более 40% от доказанных запасов газа России.
Однако Россия и Иран выступают против строительства трубопроводов по дну Каспийского моря, в том числе и Транскаспийского газопровода до определения окончательного статуса Каспия. В Москве и Тегеране считают, что без такого статуса все решения, связанные с прокладкой трубопроводов по дну Каспия, должны приниматься только при согласии всех пяти прикаспийских стран. То есть без консенсуса каспийской «пятерки» все договоренности по строительству нефтегазопроводов через Каспий нелегитимны.
Между тем, в последнее время Ашхабад и Баку более лояльно относятся к «советам» Евросоюза и США в вопросах строительства газопроводов из Центральной Азии в Европу в обход России. Таким образом, в вопросах снижения зависимости европейских стран от поставок российского газа Азербайджан и Туркменистан однозначно поддерживают сторону Запада. В результате сегодня эти страны стали главными конкурентами России в битве за газовый рынок Евросоюза и Турции. Действия Баку и Ашхабада создают серьезную угрозу не только строительству газопровода «Турецкий поток», но и действующему «Голубому потоку», по которому сегодня в Турцию поставляется российский газ.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 4 марта после встречи в Анкаре с туркменским президентом Гурбангулы Бердымухамедовым заявил, что президенты Туркменистана, Турции и Азербайджана в 2015 году в Ашхабаде проведут свой саммит, который будет посвящен вопросам продвижения проектов строительства Трансанатолийского и Транскаспийского газопроводов. «В ходе переговоров состоялся обмен мнениями по вопросам транспортировки туркменского газа в Турцию, а из Турции — на европейские рынки», — заявил турецкий президент. Ожидается, что Ашхабад присоединится также и к реализуемому Анкарой и Баку проекту Трансанатолийского газопровода.
Соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP), к которому будет присоединен ныне действующий 700-километровый Южнокавказский газопровод, подписано 26 июня 2012 года в Стамбуле. TANAP предназначен для транспортировки азербайджанского газа с месторождения «Шах-Дениз» от грузино-турецкой границы до западных границ Турции. Далее азербайджанский газ по газопроводу TANAP будет экспортироваться на европейские рынки путем строительства Трансадриатического (TAP) газопровода. Пропускная способность газопроводов TANAP и TAP составит 20 млрд кубометров газа в год с возможностью увеличения объемов поставок в будущем.
Активное участие Анкары в антироссийских энергетических проектах Запада говорит о том, что, несмотря на наметившееся в последнее время потепление в российско-турецких отношениях, Турция для России все еще остается ненадежным союзником и является конкурирующей региональной державой. Анкара нынешнее свое сближение с Москвой использует только для извлечения экономической выгоды и для торга с Евросоюзом и США, чтобы поднять «свою цену».
Еще одним неожиданно воскресшим стал проект строительства газопровода Nabucco. Премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и президент Азербайджана Ильхам Алиев 4 марта в Софии подписали соглашение о реанимации проекта газопровода Nabucco. После подписания этого документа Бойко Борисов заявил, что «строительство Nabucco служит интересам Европы и блока НАТО». Напомню, что именно из-за блокировки Болгарией строительства газопровода «Южный поток», который должен был снабжать страны центральной и юго-восточной Европы российским газом через болгарскую территорию, российский президент Владимир Путин объявил о «закрытии» этого проекта и в ходе своего визита в Турцию в начале декабря прошлого года с Анкарой договорился о строительстве газопровода «Турецкий поток».
Подготовка проекта магистрального газопровода Nabucco протяженностью 3300 км из Туркменистана и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию, велась с 2002 года. Проект предусматривает поставку в Европу 26-32 млрд кубометров газа в год. Соглашение о строительстве трубопровода Nabucco было подписано в 2009 году Турцией, Австрией, Болгарией, Румынией и Венгрией при участии председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу. Строительство газопровода планировалось начать в 2011 году, а завершить к 2014 году. Первоначально стоимость проекта прогнозировалась 7,9 млрд евро. Но в конце февраля 2011 года эксперты британской нефтегазовой компании BP (до мая 2001 года — British Petroleum) заявили, что реальная стоимость проекта составит не менее 14 млрд евро. Почти двукратное удорожание проекта поставило под сомнение его экономическую целесообразность, и в конце 2011 года было решено сдвинуть запуск газопровода к 2018 году. Но в 2012 году от проекта отказались из-за огромных затрат при отсутствии гарантированных объемов газа для наполнения этого газопровода, а 28 июня 2013 года было объявлено об «окончательном» закрытии проекта Nabucco. Но прошедшее время показало, что слово «окончательное» для США и их союзников понятие относительное.
Помириться с заклятым врагом, чтобы навредить России
Вновь о проекте Nabucco заговорили после того, как Еврокомиссар по Энергетическому союзу Марош Шефчович в феврале в интервью британской газете The Guardian заявил, что ЕС намерен построить альтернативный «Южный поток», который пройдет через Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Иран и Турцию. По словам еврочиновника, к Южному газовому коридору, соединяющему страны Каспийского бассейна с Евросоюзом, скоро присоединится и Иран. По оценке Шефчовича, крупнейшая в мире труба будет стоить около 45 млрд долларов. Через несколько дней после этого заявления Шефчовича произошла реанимация проекта Nabucco в виде подписания болгарско-азербайджанского соглашения о восстановлении работ над этим газопроводом.
Заявление Шефчовича было интересно еще и тем, что впервые за последние годы европейский чиновник высокого уровня заговорил о подключении заклятого врага Запада — Ирана — к энергетическим проектам Евросоюза. Несмотря на нынешние сложные отношения Тегерана с Западом, планируется привлечение Ирана к Южному газовому коридору. При этом существующие иранские газопроводы могут быть задействованы уже в самое ближайшее время, не дожидаясь строительства газопроводов ТКГ, TANAP и TAP и реализации дорогостоящего проекта Nabucco. В частности, через существующий туркменско-иранский газопровод «Корпедже — Курт Куи» в Европу в обход России может экспортироваться туркменский газ. Иран ежегодно скупает 7 млрд кубометров туркменского газ для перепродажи, и в случае необходимости Тегеран и Ашхабад могут увеличить эти объемы.
США собираются до конца марта решить проблему иранской ядерной программы и заключить с Тегераном соответствующее соглашение, чтобы начать экспорт газа и нефти в Европу из Ирана, а также из стран Центральной Азии через иранскую территорию, чтобы снизить зависимость европейских стран от российских энергоносителей. Заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи 5 марта заявил, что на переговорах Ирана и «шестерки» международных посредников по ядерной программе Тегерана достигнут большой прогресс. Ранее глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф также заявлял, что переговоры по иранской ядерной программе близки к завершению.
Следует особо отметить тот факт, что в октябре 2014 года ЕС уже «предусмотрительно» снял санкции с иранской NITC — крупнейшей танкерной компании, которая занимается перевозкой нефти. Это свидетельствует о постепенном улучшении отношений между Тегераном и Брюсселем.
«Показуха» для Ирана
Улучшение отношений Иран и Запад пытаются использовать исключительно в своих геополитических играх. Тегеран, идя на уступки Западу в переговорах по своей ядерной программе, пытается ослабить, а в будущем вовсе отменить антииранские санкции. Вашингтон, в свою очередь, пытается использовать Иран в своих антироссийских энергетических проектах, чтобы с помощью нефтегазопроводов Исламской Республики снизить зависимость европейских стран от российских энергоносителей. США, задействовав в своих геополитических играх иранскую трубопроводную систему и энергоносителей Ирана, хотят выиграть время до строительства газопроводов «Набукко» и Транскаспийский. Как только эти газопроводы заработают на полную мощность, то Вашингтон вновь поменяет свою политику в отношении Ирана, если к тому времени Исламская Республика не перейдет под контроль США.
Не надо забывать, что до исламской революции 1989 года Иран находился под влиянием США и Великобритании, и Тегеран не против восстановить эти связи, чтобы улучшить свое экономическое положение. Кроме того, Иран является еще и конкурентом России в регионе. Поэтому он, так же, как и Турция, для России является ненадежным союзником. Резонансный нефтяной контракт на сумму 20 млрд долларов, подписанный с Россией в январе прошлого года, используется Тегераном для очень выгодной для себя бартерной сделки и для торга с Западом.
Что касается скандального визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Вашингтон в обход президента США и его выступление перед Конгрессом США, причем под бурные аплодисменты, — это политическая игра Вашингтона, рассчитанная на информационный эффект. Американцы, устраивая публичную ссору президента США Барака Обамы с Израилем из-за Ирана, просто хотят вывести своего главного ближневосточного союзника из-под удара исламистов на фоне грядущей войны на Ближнем Востоке с участием сил западной коалиции и боевиков «Исламского государства». Скандальный визит израильского премьера в США — это двойная игра Вашингтона. Отказавшись встретиться с Нетаньяху, Барак Обама пытается перехитрить Тегеран. Ведь Обама уже «хромая утка», и он менее чем через два года покинет Белый дом. Поэтому нынешняя позиция Обамы в решении иранской ядерной программы на дальнейшие американско-израильские отношения существенного влияния не окажет. Для Израиля важно то, что Биньямина Нетаньяху торжественно встретил Конгресс, большинство мест в обеих палатах которого принадлежит оппонентам демократа Обамы — республиканцам. Израиль интересует не нынешнее потепление в американско-иранских отношениях, а перспективы самих американско-израильских отношений. В этом плане все происходящее вписывается в долгосрочную политику Вашингтона в регионе: потепление иранско-американских отношений — это временное явление, поэтому за улучшение отношений между США и Ираном выступает «уходящая фигура» — Обама.
В то же время Израиль поддерживают республиканцы из Конгресса, которые остаются и которым принадлежит вся полнота власти в обеих палатах американского парламента. Нетаньяху перед Конгрессом выступил именно по приглашению спикера Палаты представителей республиканца Джона Бейнера. При этом якобы Белый дом даже заранее не был поставлен в известность о готовящейся речи израильского премьера в Конгрессе. Конгрессмены-республиканцы таким образом показали, что окончательный вердикт по «особо важным» вопросам во внешней и оборонной политике США выносит Конгресс, а не президент. Поэтому премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 3 марта так пафосно и уверенно выступал перед Конгрессом США, предостерегая Вашингтон от ядерного соглашения с Ираном. «Если Иран согласится на предложенные условия, то сделка не предотвратит разработку ядерного оружия Ираном — она только гарантирует, что Иран получит ядерное оружие», — предупредил американских конгрессменов господин Нетаньяху. Израильский премьер, заявляя, что Иран «всегда будет врагом Америки», призывает Вашингтон продолжить давление на Тегеран, чтобы ужесточить условия будущего соглашения по иранской ядерной программе.
Напомню, что в 2013 году «шестерка» международных посредников по иранской ядерной программе (США, Россия, Китай, Германия, Франция и Великобритания) заключила временное соглашение с Ираном, по которому в обмен на некоторые уступки Тегерана по своей ядерной программе были ослаблены антииранские санкции. C тех пор ведутся переговоры по заключению всеобъемлющего соглашения по данному вопросу. США и Иран договорились, что к концу марта будет выработано рамочное соглашение, а к июню — окончательное.
«Буферная зона безопасности»
США подумали и над обеспечением безопасности нынешних и будущих нефтегазопроводов, по которым в Европу будут поставляться энергоресурсы из стран Каспийского бассейна. Чтобы обезопасить прохождение этих трубопроводов через территории Ирана и Турции, в регионе создается «буферная зона безопасности». Ею станет де-факто независимое курдское государство, которое скоро окончательно сформируется на северных территориях Сирии и Ирака, где компактно проживают курды. Появление государства курдов, воюющих на севере Ирака и Сирии с боевиками террористического «Исламского государства», является лучшей формой защиты трубопроводов, идущих из района Каспийского бассейна в Европу через территории Ирана и Турции. Курды не допустят своих заклятых врагов — террористов «ИГ», устроивших массовую резню в сирийском городе Кобани и в других населенных пунктах Ирака и Сирии, к нефтегазопроводам, проходящим через свою территорию.
В обмен на создание независимого Курдистана на севере Сирии и Ирака деятельность курдских сепаратистов на территории Турции будет заморожена. Чтобы успокоить турецких курдов, будут удовлетворены их некоторые требования экономического, гуманитарного и культурного характера. Политические вопросы, в том числе вопрос об автономии курдов в Турции автоматически с повестки дня снимется. В конце февраля лидер курдских сепаратистов Абдулла Оджалан из тюрьмы обратился к своим сторонникам с призывом сложить оружие и все возникшие проблемы решать только через мирные переговоры. В связи с этим бывший заместитель председателя Партии справедливости и развития (ПСР) Турции Мирмехмет Денгир Фырат 2 марта в интервью влиятельной турецкой газете «Hurriyet» заявил, что лидер запрещенной в Турции леворадикальной Рабочей партии Курдистана (РПК) «Абдулла Оджалан может быть досрочно освобожден от отбывания тюремного заключения». По его словам, больше «нет никакой необходимости держать Оджалана в заключении, так как он выступает против насилия и террора». «Оджалан сейчас выступает против всех видов насилия, и он призвал боевиков РПК сложить оружие», — отметил Фырат.
Напомню, что 15 февраля 1999 года лидер РПК Абдулла Оджалан был арестован в Кении, а затем передан турецким властям и помещен в тюрьму на острове Имралы в Мраморном море. Оджалан сначала был осужден на смертную казнь, но затем под давлением европейских стран эта мера была заменена на пожизненное заключение.
Конфликт турецких властей с РПК, требующей создания независимого курдского государства на юго-востоке Турции, продолжается уже более 30 лет и унес более 40 тысяч жизней. РПК признана террористической организацией ООН и Евросоюзом. Процесс демократического решения курдской проблемы в Турции начался в 2009 году, после чего часть боевиков РПК по призыву того же Абдуллы Оджалана покинула территорию страны и перешла в соседний Ирак, где на севере этой страны существует де-факто независимое от Багдада курдское государство со столицей в городе Эрбиль.
Европа будет завалена газом
В итоге, если удастся реализовать все крупные проекты Евросоюза по строительству газопроводов в обход России, скоро могут появиться сразу три параллельные газопроводные магистрали, действующие в рамках Южного газового коридора: 1) Транскаспийский газопровод с проектной мощностью 30 млрд кубометров газа в год; 2) единый маршрут газопроводов Южнокавказский, TANAP и TAP с пропускной способностью 20 млрд кубометров газа в год; 3) газопровод «Набукко» с проектной мощностью до 32 млрд кубометров газа в год. Причем все эти газопроводы, по которым из стран Каспийского бассейна в Европу будет поставляться «голубое топливо», имеют возможности увеличить свою пропускную способность по мере необходимости.
Согласованные действия США и ЕС говорят о том, что европейский Энергосоюз ставку делает не только на Туркменистан и Азербайджан, но и на Иран, и Евросоюз готов иметь дело с Исламской Республикой в качестве потенциального энергетического партнера. Ежегодная добыча газа в Туркменистане составляет более 80 млрд кубометров, из которых свыше 50 млрд кубометров идет на экспорт. Но в случае необходимости Ашхабад может увеличить объемы как добычи, так и экспорта газа. До 30 млрд кубометров газа добывает Азербайджан. Половину этого объема Баку отправляет на экспорт. Годовая добыча газа в Иране составляет 150 млрд кубометров, из них половину Тегеран экспортирует. Если США удастся перенаправить весь экспорт газа Ирана, Туркменистана и Азербайджана в Европу, то доля России в газовом рынке Европы может серьезно сократиться, что приведет к катастрофическому падению экспортных доходов российского бюджета.
К счастью, пока нет газопроводной системы, способной доставить такой объем газа из этих стран в Европу в обход России. Как бы США ни старались, в обозримом будущем Европа не может обойтись без российского газа.
Сегодня российскому «Газпрому» принадлежит 27% европейского газового рынка. Но были времена, когда доля российского газа в газовом рынке Европы доходила и до 60%. Сокращение поставок российского газа в Европу произошло за счет значительного увеличения доли Норвегии в газоснабжении стран ЕС. Эта страна ежегодно поставляет порядка 105 млрд кубометров газа и является вторым крупнейшим экспортером газа в ЕС после России. В прошлом году из-за украинских событий объемы поставок российского газа в Европу сократились почти на 10%. По данным «Газпрома», в 2014 году Россия экспортировала в Европу 146,6 млрд кубометров газа против 161 млрд кубометров в 2013 году. В этом году поставки российского газа в Европу планируется опять увеличить до 160 млрд кубометров.
Между тем, синхронность некоторых событий: отмена Евросоюзом санкций против занимающейся перевозкой нефти иранской танкерной компании NITC и улучшение отношений между Тегераном и Западом, заявление Еврокомиссара по Энергетическому союзу Мароша Шефчовича о необходимости реанимации проекта Nabucco, договоренности Турции и Туркменистана реанимировать Транскаспийский газопровод, а также подписание болгарско-азербайджанского соглашения о восстановлении работ над проектом «Набукко» невольно наводит на мысль, что над всеми этими процессами управляли из одного «Центра».
Мехман Гафарлы, политолог, специально для «Колокола России»