Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Геополитика
16.12.2015 14:41

Китай хочет обезлюдить восточные регионы России

Сегодня между странами Евразийского континента развернулась острая борьба за «Новый Шелковый путь». В этой борьбе самую опасную игру против нас ведет наш «близкий союзник» Китай, который на днях запустил основной маршрут в обход России. Для «успокоения» России Пекин предлагает Москве строить «Холодный Шелковый путь» через Северный морской путь. Однако, если внимательно анализировать, то можно убедиться, что китайские власти под видом строительства Северного морского «Шелкового пути» реализуют свои планы по инфраструктурной стагнации российского Дальнего Востока и Сибири с целью выдавливания оттуда русского населения.

«Холодный Шелковый путь»

На прошлой неделе Министерство РФ по развитию Дальнего Востока сообщило, что к 1 июля 2016 года оно представит «обоснование финансово-экономического развития Северного морского пути (СМП) в качестве важнейшего грузового пути мирового значения». А вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, выступая 7 декабря в Петербурге в V международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», заявил, что «Северный морской путь должен в перспективе стать круглогодичным всесезонным «Холодным Шелковым путем». По словам Рогозина, создание современного атомного ледокольного флота позволит обеспечивать круглогодичные ледовые проводки для всех контейнеровозов по СМП в течение всего года. Для этого, добавил вице-премьер, в 2017, 2019 и 2020 годах планируется сдать в эксплуатацию три построенных Россией атомных ледокола. При этом Рогозин отметил особую роль Китая в развитии СМП. «Мы им (китайцам – ред.) предложили участвовать в проектах подвоза грузов к портам Севморпути. Фактически можно говорить, что теперь это будет не просто экономический «Шелковый путь», а прохладный, «Холодный Шелковый путь», – подчеркнул вице-премьер.

Но на самом деле, Пекин сам, без предложения России, начал проявлять интерес к СМП еще в 2013 году, когда Китай стал постоянным членом-наблюдателем Арктического совета, объединяющего восемь приполярных держав. А еще раньше, в 2010 году, Китай начал работать над проектом создания собственного ледокольного флота, способного сопровождать торговые суда по СМП. Сегодня у КНР пока только один ледокол «Сюэ Лун» («Снежный дракон»), построенный в 1993 году в Херсоне. Он в 2010 году достиг Северного полюса. В следующем году у Китая должен появиться новый, более совершенный, ледокол.

В октябре 2015 года китайский концерн морских грузоперевозок COSCO заявил о своих планах начать использовать СМП для торговли с Европой, для чего корпорация планирует купить или построить соответствующие ледокольно-транспортные судна. Пока у COSCO имеется один подобный корабль – универсальное грузовое судно «Юн Шэн». Этот сухогруз длиной 160 метров и грузоподъемностью 19,2 тысячи тонн был построен в 2002 году и сейчас обслуживает южный маршрут между Китаем и Европой через Сингапурский пролив и Суэцкий канал. Однако именно «Юн Шэн» в 2013 году и в октябре 2015 года совершил два пробных рейса по СМП.

COSCO является одним из крупнейших операторов морских грузоперевозок в мире. По итогам 2014 года выручка всей группы компаний составила 27,5 миллиарда долларов. Флот COSCO состоит из 800 судов общей грузоподъемностью 56 миллионов тонн. За год корабли компании перевозят свыше 400 миллионов тонн разнообразных грузов.

Северный морской путь – кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Длина СМП от Карских Ворот до бухты Провидения – около 5600 километров. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП составляет свыше 14 тысяч километров (для сравнения: через Суэцкий канал – свыше 23 тысяч километров). СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых). Организационно СМП делится на Западный сектор Арктики (от Мурманска до Дудинки), который обслуживается ледоколами Мурманского морского пароходства, и на Восточный сектор Арктики (от Дудинки до Чукотки), где курсируют ледоколы Дальневосточного морского пароходства. СМП обеспечивает связь 27 субъектов России.

Последние десятилетия температура в Северном ледовитом океане повышается, в результате чего площадь ледяного покрова в Арктике сокращается. По данным Национального центра данных по снегу и льду США (NSIDC), размер ледяного покрова достигает там максимальных значений в начале марта, когда во льдах находится весь океан площадью 15 миллионов квадратных километров. А самый теплый период года в Арктике – середина сентября. Если в начале 1980-х годов площадь ледяного покрова в сентябре составляла в среднем 7 миллионов квадратных километров (45% поверхности океана), то в последние годы составляет 4–5 миллионов квадратных километров. Активисты Greenpeace, наблюдающие за толщиной льда с борта ледокола Arctic Sunrise, прогнозируют, что при текущей тенденции Арктика будет полностью избавляться от льда в теплый сезон к 2030 году.

Сокращение площади льдов летом и осенью делает СМП более привлекательным для морских перевозок. В теплое время года китайские сухогрузы смогут достичь Европы через Арктику на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал: около 35 дней вместо 48 дней. Таким образом, объемы перевозок по СМП за 2014 год выросли на 31,6% по сравнению с 2013 годом и составили 3,7 миллиона тонн.

Тем не менее масштабы поставок через Арктику остаются мизерными. По оценкам экспертов американской деловой газеты The Wall Street Journal, к 2021 году объем перевозок по северному маршруту вырастет до 15 миллионов тонн ежегодно. Но даже эта цифра несопоставима с 900 миллионами тонн грузов, проходящих каждый год по южному маршруту через Суэцкий канал. К тому же перспективы СМП в качестве главного торгового маршрута между Европой и Азией достаточно мрачные из-за очень низкой интенсивности грузоперевозок через Северный маршрут. Во-первых, из-за глобального экономического кризиса наблюдается замедление мировой торговли, что резко снижает потребности мирового рынка в работе СМП. Во-вторых, СМП является экономически нецелесообразным из-за необходимости привлечения к работе этого маршрута огромного количества ледокольно-транспортных судов, строительство и эксплуатация которых требуют огромных капитальных вложений.

Для чего СМП нужен Китаю?

В таком случае возникает вопрос, если перспективы СМП такие мрачные, то зачем тогда власти и крупнейшие компании Китая в последнее время так активно говорят о своей заинтересованности в работе этого пути?

Если внимательно проанализировать, то мы увидим, что СМП, на самом деле, антироссийский проект, и у КНР есть свои коварные цели на этот счет. Пекин переговорами с Москвой об участии в функционировании СМП пытается отвлечь внимание России от настоящего «Нового Шелкового пути» (НШП), идущего в Европу в обход России.

Первый транзитный поезд с контейнерным грузом, отправленный из Китая в Турцию в рамках официального открытия НШП через Казахстан, Каспийское море и Азербайджан, 13 декабря прибыл в Грузию. Символический поезд, украшенный флагами Грузии, Азербайджана, Турции, Казахстана и Евросоюза, на станции «Тбилиси-Централь» встречал лично премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, после чего состав продолжил путь в Турцию. Как сказал Гарибашвили, «мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за 8–10 дней, принять грузы в Грузии, затем за 3–5 дней – в разных странах Европы».

В феврале 2015 года, в разгар противостояния России с Западом, в Китае был создан Фонд Шелкового пути с объемом инвестиций в 40 миллиардов долларов для финансирования инфраструктурных проектов НШП в странах Евразии. А 28 ноября, в разгар кризиса в российско-турецких отношениях, Турция и КНР совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией учредили в Стамбуле консорциум по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России.

Кроме того, в следующем году Китай планируют начать перевозку грузов через Украину в Северную и Восточную Европу. Для этих целей 3 декабря в Одессе в рамках международного форума «Соединяя Европу и Азию: новый взгляд на формирование системы трансконтинентальных маршрутов» Украина и КНР подписали меморандум о сотрудничестве и организации грузоперевозок с использованием инфраструктуры «Южного Шелкового пути».

То есть, Пекин и Киев договорились о создании еще и «Запасного Шелкового пути» в обход России. В этом форуме приняли участие представители Польши, Венгрии, Словакии, КНР и стран, через которые проходит «Южный Шелковый путь», – Азербайджан, Казахстан и Грузия.

Примечательно, что в конце ноября во время визита премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса в Китай были подписаны соглашения между Клайпедской свободной экономической зоной и китайской государственной промышленной корпорацией China Merchants Group (CMG), а также между дирекцией Клайпедского государственного морского порта и CMG. Согласно этим документам, CMG учредит в Клайпеде логистический парк китайских производителей, инвестирует в Клайпедский морской порт и станет управляющим одного из терминалов и потенциальным партнером по дальнейшему развитию порта.

Помимо этого, тогда в Пекине было подписано соглашение между АО Lietuvos geležinkeliai («Литовские железные дороги») и китайской логистической компанией China Merchants Logistics Holding (принадлежит CMG) о создании в Литве совместного с КНР предприятия, которое будет предоставлять все услуги по экспедированию и логистике. Данное совместное предприятие, которое должно начать работать уже в первой половине 2016 года, будет отвечать за экспедирование грузов между Литвой, Белоруссией и Китаем. Сегодня литовская Клайпеда занимает лидирующие позиции по приросту грузооборота среди балтийских портов, уступая лишь российским портам Усть-Луга и Приморск. Грузооборот Клайпедского порта в январе – октябре этого года вырос на 7,3% и составил 32,3 миллиона тонн, а по итогам 2015 года планируется достижение результата 38,5 миллиона тонн (это 10 раз больше, чем нынешние объемы перевозок по СМП).

Таким образом, с помощью Литвы «Новый Шелковый путь» в обход России через территории Украины и Белоруссии выйдет на страны Северной Европы. Но, чтобы успокоить Москву, Китай с Россией договорился построить «Холодный Шелковый путь» по маршруту СМП, реализация которого будет тормозится, как это умеют делать китайцы.

Вторым обстоятельством, делающим «Холодный Шелковый путь» ущербным для России, является то, что при реализации проекта «Северный морской путь» будут заморожены проекты (тем более, в нынешнее кризисное время) по строительству и реконструкции железных и автомобильных дорог со связанной с ними инфраструктурой на Дальнем Востоке и Сибири. Китай уже давно «положил глаз» на эти российские территории и всячески пытается выдавить оттуда русское население. Реализация проекта СМП как раз ускорит этот процесс, поскольку деньги, предназначенные для развития транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, теперь будут направлены на реализацию проекта «Холодный Шелковый путь».

Хотя первоначально РФ и КНР договаривались о строительстве «Нового Шелкового Пути» через российскую территорию с использованием главных транспортных артерий России — Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб) и Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Возможности этих железнодорожных магистралей гораздо больше, чем СМП. К тому же данные железные дороги значительно короче, чем протяженность СМП. Длина Транссиба составляет 9298,2 километра – это самая длинная железная дорога в мире. А БАМ почти на 500 километров короче Транссиба на участке от Тайшета до морского порта Ванино. Объем грузоперевозок на 2014 год – около 12 миллионов тонн. В настоящее время ведется модернизация БАМа с целью увеличения ее грузопотока до 50 миллионов тонн в год.

Использование Транссиба и БАМа в рамках «Нового Шелкового пути» значительно улучшило бы экономическое положение населения Сибири и Дальнего Востока, так как многие населенные пункты этих регионов расположены вокруг указанных железнодорожных магистралей. Ведь следом за транспортным коридором в эти российские регионы хлынули бы инфраструктурные инвестиции. Это улучшило бы положение местных товаропроизводителей, находящихся на пути этого транспортного коридора, появились бы новые рабочие места и терминалы. В итоге вся инфраструктура этих регионов получила бы новый стимул для развития. Теперь при «обходе» «Шелкового пути» мимо Сибири и Дальнего Востока начнется стагнация инфраструктуры этих регионов и отток местного населения в более благополучные европейские регионы России усилится. Чего как раз и добивается Китай.

С кем будет Китай в решающий момент схватки за Арктику?

Активное участие Китая в проекте СМП опасно еще и тем, что окончательный статус Арктики и четкие межгосударственные границы в этом регионе не установлены, и данный вопрос сейчас находится в рассмотрении ООН. Несмотря на то, что сама Арктика еще в начале ХХ века была поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией, точные границы арктических зон между этими странами еще не определены.

Поэтому Исландия, Швеция и Финляндия также предъявили свои претензии на арктические территории. Кроме того, о готовности разрабатывать месторождения на арктическом шельфе заявляют более 20 стран, некоторые из них приполярными вовсе не являются – это Индия, Китай, Южная Корея, Бразилия, Германия и Япония. Причина такого повышенного интереса, безусловно, кроется в запасах нефти и газа Арктики. И все эти страны являются конкурентами для России, желающими отхватить от нее арктические территории.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, выступая недавно на заседании в Совете Федерации по вопросам развития арктической зоны России, заявил, что Арктика должна находиться под пристальным вниманием российского государства, так как здесь сходятся интересы всех стран. «Арктика обязательно станет регионом, где сойдутся шпаги – надеюсь, только политические и дипломатические – всех государств. Ибо Арктика – это богатейший регион, там 80% всех наших месторождений углеводородов. Одно это говорит о том, что данный регион должен находиться под нашим пристальным вниманием. Арктика для России пока что терра инкогнита (неизведанная земля – ред.). А должна бы быть исследована и, в хорошем смысле, цивилизованно колонизирована нами, став нашей перспективнейшей территорией», – пояснил Рогозин.

Заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков, в свою очередь, 25 ноября во время своей лекции для курсантов Военного университета заявил, что «некоторые страны безосновательно стремятся увеличить свои территории за счет континентального шельфа в Арктике, где формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности России».

«В Арктику устремились развитые страны, в том числе не имеющие выхода к приполярным областям. Отдельные из них безосновательно стремятся увеличить свои территории за счет континентального шельфа и островов Северного ледовитого океана», – отметил генерал Панков.

***

На фоне таких угроз России следует быть максимально осторожной в своих дальнейших отношениях с Китаем и не подпускать его слишком близко к своим «объятиям». КНР уже неоднократно проявил свою неблагонадежность в отношении России. В частности, Пекин официально не поддержал антироссийские санкции Запада, но подконтрольные китайским властям крупнейшие компании и банки Поднебесной негласно присоединились к западным санкциям против нашей страны. А в отношении восточных территорий России Китай ведет политику скрытой экспансии. Если в «решающий момент» схватки за Арктику Пекин почувствует слабость и безысходность Москвы, то он может «ударить в спину» России, присоединившись к западным странам, стремящимся отнять арктическую долю России. Поэтому в «дружбе» с коварным, терпеливым и предусмотрительным Китаем нашей стране всегда следует быть бдительной.

Мехман Гафарлы, политолог, специально для «Колокола России»

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"