Константинопольский патриархат уходит в унию
Если кто-то думает, что вопрос о предоставлении автокефалии Украине был поднят только в этом году, и что Порошенко в данном процессе является какой-то важной фигурой, без которой вопрос не сдвинулся бы с места, то это большая ошибка. Чтобы понять, ЧТО ИМЕННО происходит сейчас, и почему все складывается в таком агрессивном русле, нам нужно обратить внимание на события 5-летней давности.
В начале 2013 года года папой римским стал иезуит Франциск Бергольо. Этот человек отличается от предыдущих пап тем, что открыто исповедует богословие освобождения, которое еще пару десятков лет назад Ватикан собирался признать ересью. Если не вдаваться в подробности этого учения, то суть можно кратко свести к стремлению перераспределения материальных благ в мире - дескать от достатка или недостатка материальных благ зависит образ жизни человека, и, соответственно, то, насколько человек будет грешить или жить богоугодно. Естественно, что такой образ мысли весьма понравился давнему союзнику Ватикана – Вашингтону. Уже через несколько месяцев папа римский лично призывал людей выходить на улицы, участвовать в протестах в Бразилии против неугодной Дилмы Руссефф, занимавшей должность президента страны, а АНБ в это же самое время прослушивало бразильских чиновников.
Далее прокатились протесты в разных странах мира, где Ватикан и Вашинтон действовали как единое целое – это и Украина, это и майдан в Гонконге, это и нагнетание ситуации в Никарагуа, и ряд других стран. Где-то шла речь о давлении на правительство, где-то о его смене. Но поскольку сегодняшняя запись касается дел на Украине, то на этом и остановимся детальней.
За месяц до того, как папа римский начал призывать верующих участвовать в протестах, 5 июня 2013 года на Украину прибыл ведущий ватиканский сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. При его посредничестве были проведены переговоры между руководством УГКЦ и руководством УПЦ МП. Со стороны православных переговоры вели глава УПЦ МП митрополит Владимир Сабодан и архиепископ Александр Драбинко. Нужно отметить, что митрополит Владимир был в крайне болезненном состоянии, через пол года Синод УПЦ МП уже вынужден был официально констатировать, что он не способен исполнять административные обязанности, а еще через пол года он умер, поэтому сложно сказать, насколько он был вменяем в тот период. Но суть беседы была весьма интересна. Дело в том, что глава униатов незадолго до майдана дал интервью, где сообщил две важных детали: 1) что проводились переговоры касательно объединения структур и 2) что это объединение возможно, по его мнению, при условии надлома или же крушения государственных механизмов.
То есть по факту глава УГКЦ заявил, что католический кардинал прибыл на Украину, и при его посредничестве шли переговоры об объединении структур. Это откровение интересно не только само по себе, но и в свете происходивших событий. Уже через несколько дней после этих переговоров глава раскольнической структуры, именующей себя УПЦ КП, Филарет Денисенко подошел на публичном мероприятии к главе УПЦ МП митрополиту Владимиру, обнял его, облобызал и заявил о возможности скорого объединения структур. Таким образом получается, что после прибытия католического кардинала представители УПЦ МП, УПЦ КП и УГКЦ дали свое согласие на объединение и создание единой структуры. Конечно, в УПЦ МП далеко не все пошли бы на этот шаг, но Александра Драбинко это устраивало, и никакого опровержения этого заявления главы униатов со стороны православных не последовало.
Что же касается разрушения государственных механизмов - необходимого условия для благоприятного объединения структур, то и в этом направлении последовало развитие событий. Вскоре глава террористической организации Тризуб имени Степана Бандеры*, которая стала ядром Правого Сектора*, Дмитрий Ярош, находясь на территории церковного комплекса УГКЦ Зарваница, заявил, что национальная революция, к которой они стремились последние 20 лет, произойдет уже в этом году или в начале следующего. После этого по словам Яроша должна произойти бандеризация всей страны.
Совершенно очевидно, что эту установку главе террористов спустили через униатское священство. Вполне наглядно это можно видеть на видео, где еще за месяц до начала майдана униатский священник призывает бойцов этой террористической организации с оружием в руках захватывать власть в стране.
Каким же образом униаты организовывали майдан и каким образом к этому причастны были представители Константинопольского патриархата?
Как человек, детально изучивший данную тематику, скажу прямо, что почти все майданы поддержки за рубежом были инициированы священниками УГКЦ или людьми, тесно связанными с этой структурой, и зачастую сами акции протеста начинались прямо из дверей храма.
Первая же акция в пользу майдана в разных странах была в большинстве случаев связана с мероприятиями посвященными так называемому голодомору – верующих приглашали поучаствовать в мероприятиях, посвященных голодомору, а потом это же самое мероприятие в ходе развития становилось акцией в поддержку майдана на Украине.
Вот что по этому поводу написал Олесь Городецкий на своей странице в социальной сети Фейсбук: «Многолюдной общественной панихидой на площади Республики и концертом-реквиемом в базилике Святой Марии Ангелов и Мучеников завершилась Неделя памяти жертв Голодомора в Риме. Преосвященный владыка Ириней Билык в сослужении с многочисленными священниками отслужил панихиду за жертвы Голодомора – геноцида и обратился к собравшимся с пастырским словом» . После выступления некоторых других деятелей, Городецкий продолжает: «Ведущий мероприятия, председатель общественного оргкомитета по чествованию жертв Голодомора-Геноцида в Италии, Олесь Городецкий поблагодарил всех, кто приобщился к организации Недели Памяти Голодомора в Риме. В частности, владыке Дионисию Ляховичу за его личное пожертвование (300 евро). После официальной части, посвященной памяти Голодомора, было зачитано обращение украинских общественных организаций Европы на поддержку Євромайданов на Украине с требованием немедленного подписания Соглашения об ассоциации и наказания виновных за приостановки евроинтеграции».
Нужно сразу сказать, что тема так называемого "голодомора" изначально развивалась в США, очевидно, как идеологическое оружие против СССР. Сначала в украиноязычных СМИ этот период называли просто голод. Потом начали называть "великий голод". В период 80-х, в частности Екатерина Чумаченко (будущая жена президента Украины Виктора Ющенко) называла этот период уже "голодным холокостом". А дальше тему начали нагнетать и назначать виноватых по мере потребностей - либо евреев, либо Россию и ее руководство.
Сам процесс гос. переворота на Украине изначально имел антироссийскую и антиправославную направленность. Если в отношении Православия были намерения оторвать от РПЦ ее часть в виде УПЦ МП, после чего объединить с униатами и таким образом окатоличить всю Украину, то в отношении русофобии даже комментировать как-то неудобно - все эти русофобские речи, связанные с темой так называемого голодомора, легко и непринужденно перерастали в русофобские речи связанные с майданом, все мы прекрасно помним, что изначально русские и Россия выставлялись как идеологиечкие враги, это было прямо озвучено на ряде майданов поддержки за рубежом, это было очевидно и из кричалок, которые внедрялись в среду протестующих (все вы наверное помните кричалку "хто не скаче – той москаль"). Собственно, вскоре после начала протестов достаточно откровенно по этому поводу высказался один из главных идеологов Украинского католического университета Ярослав Грицак – он прямо заявил в интервью, что "украинский майдан – антипутинский", что было тут же размещено на одном из ведущих униатских СМИ, работающем на базе этого же университета - РИСУ (к слову сказать, еще после майдана 2004 года было упоминание, что это СМИ поддерживает посольство США).
Если брать во внимание раскольническую структуру УПЦ КП, то непосредственно перед майданом ее глава Филарет Денисенко, прибыв в США за несколько дней до начала протестов, вместе со своими подчиненными провел ряд мероприятий с униатами.
Комментируя эти мероприятия, священник УПЦ КП из Чикаго Виктор Полярный говорит, что перед выступлением Филарета священники УПЦ КП, приехавшие из Киева, проводили вместе с греко-католиками «круглый стол» на тему общности истории этих церквей на Украине, который стремился подчеркнуть сосуществование этих церквей «как одной семьи». Развивая эту тему, журналист задал ему простой и логичный вопрос - якобы многие православные и греко-католики спрашивают, когда уже будет одна единая поместная церковь. И отвечая на этот вопрос, Полярный указывает, что Филарет во время дискуссий неоднократно отмечал, что «мы собрались: и православные и греко-католики как одна семья… когда Украина вступит в Европейский Союз, то мы будем все ближе и ближе к созданию поместной церкви».
По итогам этих мероприятий сделал заявление и глава непризанной УПЦ КП Филарет Денисенко. В своей речи он сделал весьма громкое заявление, которое на Украине и в России почему-то не обнародовали – дело в том, что Филарет прямо и однозначно заявил, что УПЦ КП вполне может объединиться с униатами.
«На Украине все церкви не только сосуществуют, но и сотрудничают. У нас особенное сотрудничество с УГКЦ потому, что у нас существует общность госудаственнических позиций... Что же касается объединения, то оно возможно потому, что мы вместе существовали 600 лет, а розъединены – 400. Поэтому мы не случайно говорим об общих корнях, о владимировом крещении – мы вышли из одной купели и причины, которые нас разделили сейчас не существуют. И поэтому у насть есть причины думать о том, что в будущем мы можем, если захотим, создать единую церковь на Украине» - заявил Денисенко.
То есть становится более чем очевидно, что велись переговоры, и скорее всего их вели при посредничестве представителей Ватикана одновременно между УГКЦ и УПЦ КП и между УГКЦ и УПЦ МП. Таким образом, на момент начала протестов представители этих церковных структур были согласны объединяться с униатами. А далее, как мы все знаем, были запущены процессы по разрушению государственных механизмов, о чем упоминал в своем интервью Святослав Шевчук, глава УГКЦ.
Из существующих православных структур, которых сейчас касается вопрос автокефалии, остаются еще представители УАПЦ. Однако факты говорят не только о том, что с ними также были проведены переговоры, но и то, что они готовы были на объединение с униатами – после майдана была попытка создать объединенную церковь на локальном уровне (в рамках нескольких областей) с надеждой, что в дальнейшем к ним начнут в добровольно-принудительном порядке присоединяться другие епархии. Несколько епископов из УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ подписали меморандум о создании такой структуры. Но особенность была в том, что если от УПЦ МП, УПЦ КП и УГКЦ эту бумагу подписывали рядовые епископы, то со стороны УАПЦ данный меморандум подписывал глава этой структуры – митрополит Макарий Мелетич.
Таким образом, вполне очевидно, что перед майданом УГКЦ согласовала с представителями всех православных структур вопрос о создании единой структуры с участием УГКЦ. А при том, что глава униатов утверждает, что униаты не собирались и не собираются разрывать связи с Ватиканом, то по сути речь шла о том, что ВСЯ УКРАИНА ОДНОВРЕМЕННО ПОСЛЕ МАЙДАНА ДОЛЖНА БЫЛА ВОЙТИ В УНИЮ И БЫТЬ ОКАТОЛИЧЕНОЙ. Уж если совсем прямо, то Православие как таковое должно было быть уничтожено на территории Украины, а вместо него должна была быть создана единая униатская церковь.
Теперь же, когда мы разобрали этот вектор взаимоотношений и частично озвучили причины майдана, давайте обратимся к деятельности Константинопольского патриархата и его представителей.
На следующий день после начала майдана на Украине, 22 ноября 2013 года на ресурсе Ютуб на странице Вселенского патриарха Варфоломея появилось его личное видообращение к украинцам по поводу так называемого голодомора, где патриарх поддержал классическую русофобскую модель отношения к этому событию, которое активно распространяют униаты, что якобы голодомор был искусственно создан с целью уничтожения населения Украины: «сложно, невозможно представить себе размеры и усердие злобы, с которой человеческие создания уничтожали себе подобных, созданных по образу и подобию Божию и все это как будто ради политических идеологий, но на самом деле – из-за неправды и безбожности». Продолжая это обращение к украинцам, часть из которых начали протесты против власти, и которые пытались разорвать братские отношения с Россией, патриарх Варфоломей говорит «мы должны помнить уроки истории и учиться на уроках прошлого».
Что мы имеем в данной ситуации? Униаты, раскольники, сторонники вектора движения Украины в Европу и проч. протестуют против власти в разных городах Украины, требуя двигаться в Европу и разрывать связи с Россией. Русофобия в рядах майдановцев зашкаливает. И при этом именно униаты и раскольники составляют большинство из тех на Украине, кто культивирует тему голодомора с целью разжигания вражды против России – они рассказывают теории о том, что безбожные коммунисты умышленно уничтожили часть населения Украины, чтобы смирить ее устремления к свободе и проч. И вот в этот момент, когда эти русофобы вышли на улицы, патриарх Варфоломей обращается по сути к ним (т.к. для других слоев общества тема голодомора далеко не столь актуальна), поддакивает им о том, что якобы умышленно коммунисты уничтожали население, после чего добавляет, что современным украинцам нужно сделать выводы из этого. А какие могут быть сделаны выводы, и какие выводы декларируют сами униаты и раскольники? Когда происходит голод, то люди умирают независимо от их убеждений и того, какие выводы они делали о прошлых периодах голода. Но униаты и раскольники делают вывод о том, что должны быть указаны виновники, и этими виновниками при помощи пропаганды оказываются именно русские. Русские, которые якобы пытались уничтожить украинцев, т.к. считали их опасным для диктатуры свободолюбивым народом. И второй вывод они из этого делают о том, что нужно держаться подальше от России и русских, чтобы не повторилась случайно судьба украинцев 1932-1933 гг. Другие выводы из этого события, если подавать его как искусственное умышленное истребление народа, сложно сделать. Именно это можно было видеть повсеместно, когда в период организации государственного переворота беседы о так называемом голодоморе очень быстро переводили на тему о евроинтеграции и разрыва отношений с Россией. Поэтому, когда патриарх Варфоломей говорит о голодоморе, он по сути утверждает, что истребление людей было умышленным, говоря об «усердии злобы» и предлагает делать выводы, то есть толкает все тех же раскольников и униатов к большему размаху русофобии, и это происходит как раз в момент, когда в стране на почве русофобии разгораются массовые протесты.
Но на самом деле это, как говорится, были только цветочки, а ягодки появились уже после этого.
Скажем сразу, что у Константинопольского патриархата сложились весьма специфические отношения с УПЦ КП и УГКЦ. Всем известно, что представители Фанара давно и злобно недолюбливают УПЦ КП. Более того, некоторые говорят, что именно фигура Филарета Денисенко неоднократно становилась препятствием для того, чтобы патриарх Варфоломей предоставил автокефалию украинской церкви. Подтверждение такого трепетного отношения к представителям раскольников можем найти даже в виде распоряжения, которое патриарх Варфоломей издал по поводу приезда Филарета Денисенко в Канаду в 2012 году. В этом распоряжении запрещается вообще как бы то ни было принимать участие в мероприятиях совместно с представителями раскола и даже не приближаться к ним, чтобы случайно не попасть совместно на фотографию и не дать повода представителям этого раскола спекулировать ситуацией.
Для тех, кто не владеет английской привожу перевод документа, который издал глава УПЦ в Канаде (находится в составе Константинопольского патриархата) митрополит Юрий Калищук:
"УКРАИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В КАНАДЕ
КЛИРУ И ПРИХОДСКИМ СОВЕТАМ ВОСТОЧНОЙ ЕПАРХИИ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В КАНАДЕ
Христос Воскресе!
19 апреля 2012 г.
Относительно прибытия в Канаду “Патриарха Филарета”
Преподобные отцы,
Дорогие братья и сестры!
По распоряжению и благословению Его Всесвятейшества Всесвятейшего Патриарха Варфоломея I, в это время не дозволяется приветствовать “Патриарха Филарета”, организовывать банкеты в его честь на приходах Украинской Православной Церкви в Канаде или территориях, им принадлежащих. Кроме того, ни один клирик или член Консисторского Совета не может пребывать вблизи “Патриарха Филарета”, чтобы фотографии и репортажи не могли интерпретироваться как представительство или поддержка Украинской Православной Церкви в Канаде.
С любовью во Христе и архипастырским благословением, Митрополит Юрий".
В отношении РПЦ и УПЦ МП у этих деятелей в Канаде тоже весьма специфическое отношение. Еще в 2010 году можно было встретить статьи, где глава УПЦ в Канаде Юрий Калищук, во-первых, заявлял о том, что Киевская митрополия незаконно отошла к РПЦ в 1686 году, во-вторых, высказывался, что Россия является извечным гнобителем украинцев и исходя из этих позиций заявлял о своем презрении и вражде к РПЦ и УПЦ МП: "как мы можем без подозрения и скептицизма рассматривать любое предложение или непосредственно от Московского Патриархата, или через его ветку – Украинскую Православную Церковь (Московского Патриархата), иначе, чем как попытку втянуть Украинскую Православную Церковь в Канаде в сферу своего влияния или создать ложную иллюзию, что так дело действительно происходит, и тем самым создать или усилить разногласия между нами?" – заявлял Калищук.
Такое внимание к УПЦ в Канаде весьма не случайно – ведь именно иерархи от УПЦ в Канаде и УПЦ в США назначены экзархами для Украины от Вселенского патриархата для разработки плана предоставления автокефалии Украине.
Но если мы посмотрим на взаимоотношения этих церковных деятелей с униатами, то увидим совсем другую картину. Особенно это проявилось в УПЦ в Канаде, где, как уже сказано было, главой является митрополит Юрий Калищук. И дело совсем не в том, что в последнее время Константинопольский патриархат стремительно сближается с РКЦ, дело в том, что исторически и по менталитету мы имеем дело с униатами, которые формально сейчас называют себя православными иерархами в составе Константинопольского патриархата.
Если мы откроем любые исторические сведения касательно УПЦ в Канаде и УПЦ в США, то обнаружим, что в рамках канонической православной Церкви они существуют менее 30 лет! Если быть точным, то УПЦ в Канаде вошла в состав Константинопольского патриархата в 1990-м году, а УПЦ в США – в 1994 году. До этого периода это были обычные раскольники из числа автокефалистов, которые к тому же были весьма смешаны с представителями унии. Сама структура настолько является деградирующей, что за чуть более чем 40 лет потеряла более 90% своих прихожан - если в 1961 году она насчитывала 119 тысяч верующих, то в 2004 году - 11 тысяч. Не менее шокирующим было то, что уже спустя 16 лет после того, как УПЦ в Канаде вошла в состав Константинопольского патриархата, иерархам пришлось писать специальное послание, где запрещалось причащаться с инославными. В июле 2006 года произошла интронизация главы УПЦ в Канаде митрополита Иоанна Стинки, и в новостях мы находим упоминание, что в этом же месяце он написал послание, где запрещал причащаться с инославными, подчеркивая, что причащение с униатами не должно проводиться, несмотря ни на какие аргументы.
То есть, даже спустя 16 лет после того как структура вошла в состав Константинопольского патриархата, была развита практика причащаться в римско-католических и униатских храмах, и это находило свои оправдания в среде верующих этой структуры. Причем очевидно, что практика эта была настолько массовой, что первоиерарху пришлось писать отдельное послание, которое, видимо, было первым или одним из первых в период интронизации, что лишний раз указывает на остроту проблемы.
Но если митрополит Иоанн хоть как-то пытался бороться за православную идентичность УПЦК, то после того, как он ушел на покой в 2010 году, и его место занял митрополит Юрий Калищук, дела пошли куда мягче в отношении униатов.
В том же самом 2012 году, когда Калищук сообщал верующим о демонстративном игнорировании главы УПЦ КП Филарета Денисенко, произошло совместное заседание главы УПЦК и руководства униатов при посредничестве римско-католического иерарха. В новостях по этому поводу мы находим, что Калищук "рассказал епископам УГКЦ, что католическим и православным епископам Северной Америки удалось преодолеть ту «враждебность», которая ранее была характерной для отношений между их Церквями, и теперь они перешли к сотрудничеству".
Вероятно, что фигуру Калищука избрали в рамках сближения между Константинопольским патриархатом и Римско-католической церковью. Патриарху Варфоломею, видимо, не нравилось, что, с одной стороны, он вещает о том, что католики и православные когда-то обязательно объединятся, а с другой стороны, глава УПЦК в рамках его структуры лютует и ведет политику по размежеванию православных и католиков. Фигура же Калищука – совсем другое дело. Он быстро наладил отношения с униатами и римо-католиками, и когда униаты организовывали майдан, то он он лично явился в первый же день майдана в Виннипеге, чтобы поддержать протестующих, где не лишил себя удовольствия рассказать о тирании России, от которой нужно уходить.
И, конечно же ж чтобы протестующие получили больше драйва, Калищук дождался окончания и сделал совместное фото.
И можно было бы подумать, что на самом деле со стороны представителей Константинопольского патриархата эта ситуация подыгрывания майдану, где доминирующую роль в организации играли униаты при поддержке западных фондов и политиков - это какой-то отдельный эпизод, и просто так совпало с посланием Варфоломея касательно так называемого голодомора. Но это не так - мы имеем дело не с совпадением, а целенаправленной политикой, где ярко выражена вражда против РПЦ.
Чтобы развеять сомнения я опишу ситуацию в Португалии в начале майдана и деятельности представителей Константинопольского патриархата в этой стране.
23 ноября 2013 года в Португалии униаты, как и в ряде других стран, проводили акции акции в память голодомора . Перед началом мероприятия в Лиссабон прибыл епископ УКГЦ Иосиф Милян. Этот человек занимает в УГКЦ очень высокую должность, он возглавляет Пасторально-миграционный отдел УГКЦ, что, впрочем, не мешало ему заниматься перевозкой денег из Европы в Киев протестующим, о чем свидетельствуют соответствующие расписки. Но вернемся к Константинопольскому патриархату. 23 ноября прошло шествие в память о так называемом голодоморе, а на следующий день в католическом соборе было проведено богослужение, которое после окончания уже привычным образом переросло в акцию касательно поддержки евромайдана - священники прям в епитрахилях, а люди с хоругвями так и пошли на митинг в город.
Но особенностью было то, что на совместное богослужение с римско-католическими иерархами и униатами пришел иерарх Константинопольского патриархата, окормляющий верующих в Испании и Португалии, архиепископ Поликарп Ставропулос (на фото во втором ряду по центру) вместе со священником Филиппом Ягницом.
В этот же день данные представители Константинопольского патриархата проведали почему-то и униатский храм.
Впрочем, данная ситуация сослужения с униатами проявилась не только в Португалии. Как отмечали разные пользователи социальных сетей, в Канаде православные и униаты сразу после майдана дошли не только до сотрудничества, но и до совместных богослужений.
Все это происходило несмотря на то, что каноны категорически запрещают совместные богослужения с инославными. Но когда патриарх церковной структуры балуется совместными молитвами с римско-католическими иерархами, то почему бы этого не сделать рядовым священникам?
Вы скажете на это: "Ну, балуются, ну заносит на поворотах, но это еще не говорит о том, что Варфоломей и его подчиненные рассматривают возможности уйти в унию". И тут я вас огорчу до невозможности.
Для начала скажу, что еще в период майдана произошла смена управления в УПЦ МП - Александр Драбинко, на которого так рассчитывали католики, потерял те возможности влияния, которые у него были при митрополите Владимире, а Церковью начал управлять митрополит Онуфрий (Березовский). Последний известен как твердый исповедник преданности канонической Церкви и при этом очень мягкий человек в отношении подчиненных и верующих. Эта преданность Церкви уже однажды чуть не стоила ему здоровья, а может быть и жизни - во время церковного раскола, который создал Филарет Денисенко, владыка Онуфрий был одним из нескольких епископов, которые твердо отказались поддержать раскол. В отместку одним из последних назначений Филарета была отправка владыки Онуфрия в западные области, где в то время проходили погромы православных храмов. По сути это была откровенная расправа, но тогда владыку Онуфрия спасло то, что Филарет как раскольник был отстранен и назначение не успело вступить в силу. Естественно, что такой человек у руля УПЦ МП не пошел бы ни на какие махинации с раскольниками, а тем более на соглашение объединяться с униатами. Поэтому сразу после майдана началась травля УПЦ МП самыми разнообразными способами, и в большинстве случаев за этими выпадами агрессии или провокациями стояли представители УГКЦ, иногда представители власти, а иногда даже и представители Константинопольского патриархата, которые сотрудничали с униатами.
Как бы то ни было, сразу после майдана представители разных конфессий тут же вернулись к вопросу о создании единой структуры, о чем они договаривались перед тем, как была свергнута власть. Через несколько дней после бегства Януковича глава УПЦ КП встретился с пресс-секретарем УПЦ МП Георгием Коваленко, которого многие называли "правой рукой" Александра Драбинко. Во время встречи Филарет сказал Коваленко: "Надо объединяться". На что получил ответ: "Надо объединяться так, чтобы уже не разъединялось".
После этого патриарх Варфоломей инициировал проведение симпозиума для представителей разных конфессий на Украине с целью выработки планов по созданию единой церкви. Чтобы не смущать простых верующих, мероприятие решено было провести подальше от Украины и в благоприятных условиях, поэтому остановились на Канаде.
Участник этого симпозиума от УПЦ МП священник Андрей Дудченко (еще один человек из команды Александра Драбинко), комментируя событие, написал в статье: «Форум, организованный Украинской Православной Церковью в Канаде с благословения Вселенского Патриарха Варфоломея, стал историческим событием – впервые клирики и миряне разных украинских юрисдикций встретились в таком формате диалога и вместе обсуждали вопрос о перспективах Церкви на Украине».
В начале мая 2014 года этот симпозиум был проведен и имел действительно ряд особенностей.
Во-первых, вопреки канонам, раскольников сознательно позвали присутствовать на литургии, что представителя УПЦ КП Евстратия Зорю привело в полный восторг. В своей речи Зоря отметил: «Я абсолютно убежден, и у меня нет никакого сомнения, что мы будем иметь единую поместную церковь, и то, что происходит здесь сегодня – это один из шагов. И когда-то этот шаг будет отмечен потому, что сегодня впервые мы были вместе на богослужении, вместе произносили молитвы… и я думаю что это как раз и есть тот путь, которым нам нужно идти».
Ну и нужно отметить, что такое богослужение действительно имело место, после чего все молившиеся пошли к памятнику солдатам УПА, а Юрий Калищук вдруг забыл о своем враждебном настрое к раскольникам УПЦ КП и весело улыбался и шутил с ними.
В конце происходивших встреч перед собравшимися выступил глава УПЦК митрополит Юрий Калищук, который обозначил, что если идти типичным путем преодоления раскола на Украине, то нужно около 50-100 лет, или же надо идти на компромиссы: "если мы хотим создать Церковь из совершенных людей, то будем ждать до второго пришествия... если мы хотим создавать совершенных людей, то для этого не нужно объединения церквей - каждая церковь может это делать в рамках своей юрисдикции. Но если мы хотим решить проблему чтобы Украина получила статус в мировом православии, который ей надлежит, то нам нужно решить вопрос разделения церквей".
И вроде формально все это можно понять – человек ради создания единой церкви готов переступить какие-то барьеры в надежде, что, создав объединенную структуру, ее члены найдут потом между собой взаимопонимание и диалог. И я даже не буду углубляться в то, что это звучит слишком идеалистично и нереально, т.к. даже представители раскольнических структур ненавидят друг друга чуть ли не до скрипа зубов, что наглядно видно из взаимоотношений УПЦ КП и УАПЦ, и после объединения эта ненависть никуда не исчезнет. И скорее всего дело дойдет до очередного раскола, если будет сделана реальная попытка создать единую структуру. Но об этом как-то в другой раз. Интересней всего в этой ситуации то, что на этот симпозиум полноправными участниками и докладчиками позвали и представителей унии.
Кто отвечал за согласование этого участия в мероприятии: глава УПЦК или глава Константинопольского патриархата? Думаю все же, что речь идет о патриархе Варфоломее. Почему? Об этом явно свидетельствуют события, которые развернулись два года спустя.
В марте 2016 года президент Украины Петр Порошенко, который регулярно поддерживает униатские проекты, провел встречу с Константинопольским патриархом Варфоломеем касательно создания на Украине автокефальной «единой церкви». После этой встречи Порошенко с патриархом Варфоломеем 23 мая 2016 года глава униатов Святослав Шевчук написал письмо Константинопольскому патриарху с достаточно интригующим содержанием, где заявил, что многие из тех, кто обвиняет униатов как помеху для диалога между церквями, будут весьма удивлены поддержкой униатами Контсантинопольского патриархата. При этом глава униатов отметил: «есть один вопрос, который я хотел бы предложить Собору рассмотреть, – это обсудить возможность реализации совместных проектов по истории для «очистки памяти» и исцеление ран прошлого» - написал Шевчук в письме, по-видимому, намекая на вопрос юрисдикции Украины и на отношение к католикам как еретикам.
Этот пассаж весьма интересен тем, что показывает с одной стороны тесную поддержку униатами Константинопольского патриархата, а с другой стороны показывает настолько близкие отношения между патриархом Варфоломеем и главой униатов Святославом Шевчуком, что последний даже считает себя вправе давать рекомендации касательно того, какие темы нужно обсуждать на Всеправославном Соборе, который униатов никак не должен был касаться. Но все же Шевчук считал себя вправе раздавать такие рекомендации патриарху и вмешиваться во внутриправославные обсуждения. Более того, судя по тому, что написал Шевчук, речь шла именно о вопросах, направленных на сближение католиков и православных.
После этого, 7 июня 2016 года на сайте Верховной Рады Украины появился законопроект 4793 о намерении обратиться к Константинопольскому патриархату с целью получения статуса автокефалии Украинской православной Церкви. Но я хотел бы обратить внимание на то, кто именно являлся инициатором данного обращения. На сайте Верховной Рады мы находим список авторов данного законопроекта из семи человек. И что интересно, почти все они униаты! Андрей Парубий – униат, который стал первым, кому православный храм в здании Верховной Рады не давал покоя, и он предпринял попытки его закрыть, заявляя, что храм там находится незаконно. Сергей Высоцкий (ранее был соавтором антицерковного законопроекта 4511, имеющего целью запретить УПЦ МП). Андрей Левус – униат, который давно и открыто воюет против УПЦ МП. Именно он с ненавистью выступал против Всеукраинского крестного хода и требовал его запретить, а потом также стал соавтором антицерковного законопроекта 4511. Николай Княжицкий – униат, занимающий должность главы комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности, который много лет теснейшим образом сотрудничает с руководством УГКЦ. Именно через ведомство Княжицкого проходили антицерковные законопроекты, где они получали одобрение. Мария Матиос является секретарем в комитете Княжицкого и давно поддерживает проекты с участием УГКЦ. То есть из семи человек пять являются униатами, которые ведут откровенную враждебную политику в отношении УПЦ. И вот это собрание ненавистинков Церкви из среды униатов как раз и создают законопроект об обращении к Константинопольскому патриарху от имени Верховной Рады с целью предоставления православной Церкви статуса автокефалии! Возникает закономерный вопрос: а зачем униатам это нужно настолько сильно, что они практически единолично инициируют создание этого обращения? И ответ лично я вижу в письме, которое ранее направил Шевчук патриарху Варфоломею, и в том, что именно униаты и есть главные получатели выгоды, поскольку участвуют в проекте объединения церквей на Украине, и если будет объединение с греко-католиками, то это приведет все православные ветви на Украине к унии и одновременному окатоличиванию.
В этом свете не менее примечательно, что законопроект об обращении к Константинопольскому патриарху был поставлен на рассмотрение в Верховной Раде на 16 июня, на следующий день после прибытия на Украину государственного секретаря Ватикана Пьетро Паролина.
Вам кажется что возможность одновременного окатоличивания всей страны - это преувеличение? Тогда посмотрите, что происходило спустя три дня после регистрации данного законопроекта. В Киеве 10 июня 2016 года прошло мероприятие, где огромное объявление с портретом Константинопольского патриарха Варфоломея являло всем название: «Украина-Константинополь. Мосты православного единения. Прошлое, настоящее, будущее».
Как указывается, в этом мероприятии приняли участие представители УПЦ МП (митрополит Александр Драбинко и его соратники), УПЦ КП и УАПЦ. Также среди участников были представители Украинской православной церкви в Канаде, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата. Там же присутствовали представители Администрации президента Украины, что говорило об активной заинтересованности властей в деле попытки создания «единой церкви».
Но большинство СМИ скромно умолчали, что среди участников этого мероприятия также были и представители УГКЦ. Причем, участвовал в этом мероприятии все тот же Роман Завийский, которого приглашали участвовать в симпозиуме в Канаде в мае 2014 года.
Но кто-то скажет, что человека пригласили поприсутствовать, это никак не свидетельствует о намерении объединяться с униатами и уходить в унию. Конечно, само по себе его присутствие ни о чем не говорит, а вот высказывания участников этого мероприятия очень даже свидетельствуют о том, что вопрос создания единой церкви ставился именно в рамках объединения с униатами.
Наиболее яркой и весьма примечательной оказалась реакция священника УПЦ МП из команды Драбинко – Андрея Дудченко, который присутствовал с докладом на симпозиуме в Канаде в 2014 году, а теперь посещал вместе с Александром Драбинко мероприятие, посвященное этой же теме в Киеве. Сразу после участия в этом форуме 10 июня 2016 года Андрей Дудченко на своей странице в социальной сети Фейсбук написал, что тема объединения требует компромисса не только в канонических, но даже и в догматических вопросах, что явно говорило о намерении объединяться с униатами. «Ради единения церквам стоит идти на уступки, применять наибольшую “икономию”. Это может быть принятие двух параллельных юрисдикций, как это было с сербской диаспорой в США, это может быть игнорирование литургических или даже определенных догматических (!) разногласий, как это было во время принятия в юрисдикцию Константинополя греко-католической Карпаторусской епархии в США в 1938 году» - заявил Дудченко
Причем представители Константинопольского патриархата не только подключили униатов к вопросам создания единой церковной структуры, но и устраивали откровенные провокации против канонической церкви на Украине – УПЦ МП. Так, например, год назад я детально (см. здесь) разбирал ситуацию о том, что представитель Константинопольского патриархата Антуан Аржаковский в угоду униатам решил обозначить Львовский собор как лжесобор и от имени православной общественности попросить у униатов прощения за действия РПЦ, в то время как РПЦ не считает этот собор лжесобором и никого не уполномочивала делать подобные заявления, в которых говорится: "мы склоняем наши головы перед мучениками Украинской Греко-Католической Церкви". Это обращение подписало несколько человек из команды Александра Драбинко и еще несколько священников из УПЦ в США, входящей в состав Константинопольского патриархата. При этом самое пикантное состоит в том, что сам Аржаковский уже много лет является директором Института экуменических студий, работающего на базе Украинского католического университета во Львове.
Конечно, тогда все униатские СМИ растиражировали сообщение о том, что православная общественность назвала Львовский собор лжесобором.
И подобная ситуация отнюдь не единственная, когда представители Вселенского патриархата действуют в пользу униатов и проявляют агрессию против УПЦ МП и РПЦ.
Можно было бы еще долго обсуждать всю эту тему, но я хотел бы обратить внимание читателей на личность того, кого патриарх Варфоломей, поправ все каноны Церкви, отправил экзархом на Украину. О том, что данный поступок по сути является очередной агрессией против УПЦ МП, свидетельствует даже запись на странице представителя этой церковной структуры Николая Данилевича, являющегося заместителем главы ОВЦС УПЦ МП: "Сам способ действий Константинополя противоречит канонам, поскольку епископы из любой Поместной Церкви могут приезжать на территорию другой Церкви, а тем более совершать какие-то действия, только с разрешения Предстоятеля местной Церкви. Ни приглашения, ни разрешения на вышеуказанные действия Блаженнейший Митрополит Онуфрий не давал".
То есть по факту, несмотря на то, что патриарх Варфоломей многократно ранее говорил о том, что признает на Украине одну единственную каноническую Церковь – УПЦ МП, теперь он попирает права и статус главы этой Церкви и орудует на его канонической территории по своему усмотрению. Но Николай Данилевич, очевидно, из дипломатических соображений, не стал акцентировать и углубляться в личности экзархов. А зря.
Дело в том, что Даниил Зелинский, который назначен экзархом от Вселенского патриархата для Украины, родился в 1972 году в унии, окончил униатскую семинарию в Ивано-Франковске, потом поступил в Католический университет в США и только в 2000-м году перешел в УПЦК. Обо всем этом прямо сказано на официальном сайте УПЦК.
То есть автокефалию на Украине будет строить человек, который из 46 лет своей жизни большую половину провел в унии и лишь последних 18 лет является православным. С чем, как говорится, и поздравляю всех православных.
Однако возникает последний вопрос: чем обусловлен выбор патриарха Варфоломея? Неужели во всем Константинопольском патриархате не нашлось человека, который бы так тесно не был бы связан с унией, да еще и при том, что униатов делают полноценными участниками процессов объединения?
По-моему, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. В начале 2017 года глава УПЦ КП Филарет Денисенко дал большое интервью, в котором, в очередной раз повторил готовность объединиться с униатами. Но при этом добавил одну очень существенную деталь – он указал, что этот процесс зависит от сближения Константинопольского патриархата и Римско-католической церкви.
Но может ли патриарх Варфоломей настолько далеко зайти, чтобы его сближение с Ватиканом было сопоставимо с готовностью УПЦ КП объединиться с униатами? На этот вопрос не так давно ответил сам патриарх Варфоломей.
4 апреля 2018 года на ресурсе «Сибирская католическая газета» со сылкой на «Радио Ватикана» была опубликована статья, где озвучивалась позиция этого православного патриарха, заявившего: «Пусть порой протекающий медленно, пусть временами сталкивающийся с проблемами, процесс восстановления единства между нашими святыми Церквами является необратимым».
В рамках этого сближения весьма интересной была новость о том, что за месяц до этого заявления патриарха Варфоломея папа римский вдруг решил пожертвовать 100 000 евро для строительства первого и единственного монастыря Константинопольского патриархата в Австрии. Вдумайтесь на секунду: инославные финансируют создание православных монастырей. Лично у меня большие сомнения, что такой монастырь может стать православным - скорее всего это будет платформа для экуменических встреч, ведь никто не кусает руку кормящую поэтому в этом монастыре навряд ли кто-то когда-то будет учить, что догматы, принятые в католичестве, которые не признают православные, – это ересь.
Получается, что Константинопольский патриархат уже какой-то период существует в рамках тех процессов, когда его можно назвать "православным" весьма условно по той простой причине, что он полным ходом идет в унию. Но в сущем виде эта маленькая и нищая структура Ватикану не нужна и даром, от такого перехода будет больше проблем. Совсем иное дело, если, уходя в унию, этот патриархат приведет к окатоличиванию и уничтожению Православия многомиллионную Украину. В этом свете вполне понятно становится то, что президент Украины назвал процесс предоставления автокефалии православной Церкви вопросом, касающемся "мировой геополитики", а озвучил он это не перед представителями православной Церкви, и даже не в рабочем кабинете, а перед верующими униатами на территории церковного комплекса УГКЦ во время массового паломничества.
Конечно, можно было бы еще детально разобрать тему, почему именно сейчас события начали развиваться так стремительно, почему Ватикану стратегически важно, чтобы все это развивалось в условиях агрессивных действий и проч., но запись и без того получилась слишком длинной.
Подводя итог всему сказанному, можно сказать, что мы имеем дело с ситуацией, когда одна из поместных православных церквей настолько сотрудничает с Ватиканом и УГКЦ, что пошла на подавление и уничтожение Православия в многомиллионной стране под предлогом попытки уврачевать раскол. Почему до сих пор деятельность этого патриархата не была разобрана представителями других поместных Церквей, я не знаю, но вполне понимаю слова православных иерархов, которые говорят о возможном крупном расколе в мировом Православии из-за действий иерархов Константинопольского патриархата.
Что же касается главы УПЦ КП Филарета Денисенко, то с учетом того, что ранее Константинопольский патриархат много раз срывал все переговоры, как говорят некоторые, именно из-за него лично и с учетом того, что сейчас подчиненные патриарха Варфоломея взялись за дело крайне стремительно, я бы не поставил на жизнь Денисенко и ломанного гроша - создается впечатление, что ради попытки стремительно решить вопрос, патриарх Варфоломей и Петро Порошенко пришли к единому мнению, что Филарет должен не стоять у них на пути. Как обычно это делают на Украине, смерть этого престарелого раскольника спишут на некую сверхсекретную операцию Кремля, заявят, что Путин чуть ли не лично разрабатывал план устранения Филарета и, вероятно, что этот момент и может стать стартом для начала агрессии и религиозной войны на Украине. Ведь угрозы отобрать у канонической Церкви храмы и монастыри зазвучали с удвоенной силой после того как Константинопольский патриархат начал заманивать раскольников идеей об автокефалии. Поэтому, в случае такого развития событий, как смерть престарелого раскольника, так и последующее кровопролитие ляжет виной исключительно на плечи патриарха Варфоломея, который толкает ситуацию в этом направлении.
Александр Вознесенский
* Организации, признанные экстремистскими, деятельность которых запрещена в России