Вот солдаты удачи идут по степи опаленной…
Законопроект о создании в России частных военных компаний (ЧВК) внесен в Госдуму 22 октября депутатом от «Справедливой России» Геннадием Носовко. Его коллега про фракции Михаил Емельянов прокомментировал инициативу справороссов для СМИ. Депутат заявил, что законопроект «подготовлен на основе мирового опыта, прежде всего США, где эти компании успешно действуют, они не только зарабатывают миллиарды долларов, но и активно проявляются на политическом уровне, они засветились на Ближнем Востоке, сейчас мы их представителей видели на Украине».
Михаил Емельянов уверен, что в России тоже необходимы такие структуры, которые бы включали в себя бывших военнослужащих, готовых выполнять охранные функции, в том числе и за рубежом, но сразу же отмел опасения о легализации в России наемничества. «Наемничество — это нелегальная форма, наемники действуют вне правового поля. Мы предлагаем создать форму частных военно-охранных компаний, которые будут действовать легально» — как будто предвосхитив вопросы, ответил народный избранник.
Ранее такой законопроект пытались предложить на региональном уровне, но тогда инициатива была заблокирована. Требовался уровень федеральный. За этим дело не стало, и вот, устами эсеров законопроект представлен в Думу. Говорят, к нему приложило руку российское Минобороны, а депутаты, традиционно, выступили в роли проводников инициативы в общественное сознание, СМИ и на обсуждение Госдумы. Да и резоны для проведения закона у них такие, как бы «депутатские» — миллиарды долларов, какие-то… зарубежный опыт…
Частная и ассиметричная
Не пора ли бы прямо сказать, что Россия имеет интересы за рубежом и собирается их отстаивать, а для этого хочет легализовать и упростить для себя санкционирование военных действий на чужой территории, и для этого стране нужны свои Solders of Fortune.
А со слов депутатов, поди, догадайся, о чем этот законопроект?
Теперь, сиди и думай, что же это было? Снова угодническая инициатива народных избранников, которые заинтересованы время от времени «мелькать» в СМИ, и законопроект скоро тихо канет в Лету, или таким образом власть обнаруживает свои настоящие намерения и если даже не собирается немедленно их реализовать, то хочет провести его через Думу впрок. Потом, случись что, скажем, возникнет необходимость защищать Новороссию, такие структуры будут немедленно созданы, точнее сфабрикованы. ЧВК ведь, действительно, нужны только в одном случае — если государство планирует активно отстаивать свои интересы за рубежом. У нас такие интересы есть пока только на Украине.
Однако, закон о ЧВК все равно полумера, в стиле сакраментальных «ассиметричных мер» Путина. Правда, к этому в нашей стране давно привыкли — закон законом, а госполитика основывается на «реальности».
Уверен, этот или подобный законопроект рано или поздно будет принят. России необходимо развязать руки для более свободных и легитимных действий за рубежом — такая необходимость назрела. Решение о потенциальном вводе войск не должен принимать сам президент и затем утверждать парламент (что, как мы помним, сопровождалось большим шумом), ведь такие постановления приходится потом отменять (с не меньшим шумом). В обоих случаях это большие имидживые издержки и дома и на Западе. Санкционирование любых действий пророссийских сил вне государства должно стать обыденностью — политическая обстановка в мире этого требует. А на какой основе действуют войска, по приказу из Центра или по контракту с принимающей стороной — другой вопрос. Дальше дело за малым: насколько умно и эффективно они будут действовать.
Но нужен ли законопроект сейчас, когда России невыгодно злить Запад? Судя по настроению власти, немедленная необходимость в нем отсутствует, а вот раздражать он будет многих по обе стороны границы. Кроме того, этот закон, как ни крути, о наемничестве, что бы там ни говорил депутат.
Впрочем, сейчас бы такая инициатива точно пригодилась для того, чтобы внести некоторую ясность в статус ополченцев Донбасса.
В Новороссии воюет много наших соотечественников, которых киевская хунта считает преступниками, но у них нет никакого статуса у себя на родине. Более того, дома, при «удачных» стечениях обстоятельств, они запросто могут попасть под уголовную статью о том же наемничестве, даже если воевали бескорыстно, за убеждения, но, предположим, получали от командования некие суточные «на жизнь». Конечно, наличие удостоверения ЧВК могло бы как-то облегчить такую ситуацию, по крайней мере, сняв пару статей, скажем, о хранении оружия. А по-честному, таким людям пригодился бы закон «О добровольчестве», но его появление сейчас невозможно, потому, что наши соотечественники, к сожалению, не только защищают Новороссию, но и, по некоторым данным, воюют на стороне ИГИЛ.
Исходя из этих соображений, ничего другого, кроме «ассиметричного» «закона о ЧВК» у нас не остается. Но к законопроекту все равно есть много вопросов.
Ассиметричная и легендарная
Это попытка уделать Запад его же средствами? Снова позлить? Типа, ваши негры воюют против Новороссии, вот и наши (а может и не только наши) «коммерческие солдаты» будут воевать против них. А может быть это хитроумная попытка изменить статус существующего спецназа ГРУ, чтобы расширить диапазон его применения? Но тогда ни о каком расцвете ЧВК в стране говорить не приходится. А может быть это к лучшему?
Хочется верить, что Минобороны разрабатывает закон не только для защиты уже состоявшихся добровольцев, но и для активных действий в интересах России на территории других государств. Мы засиделись дома, а обстановка в мире может потребовать присутствия если не флага, то шеврона России во многих и многих местах. Сразу отпал бы вопрос о «российских военных на Украине» — Запад тут же перестал брызгать слюной по этому поводу. Есть ли российские военные на Украине? Да! Бывшие. Воюют добровольно по контракту. Отпала бы необходимость выдумывать и оправдывать нахождение «вежливых людей» на не нашей (еще не нашей) территории. Хотя операция в Крыму была, черт возьми, виртуозной…
Парни после армии соревновались бы за право поступить в такую структуру, чтобы наущаться военном мастерству и зарабатывать хорошие деньги, а у страны был бы всегда запас профессиональных и очень-очень лютых бойцов.
Тут, конечно, не все так просто. Служащие ЧВК должны иметь определенные обязательства перед страной, — что-нибудь вроде выслуги лет внутри (или во имя) России. Иначе мы будем готовить действительно наемников — иностранных наемников — за границей всегда найдется тот, кто заплатит больше.
Повторяю, такие структуры нужны стране только в том случае, если она собирается активно воевать за рубежом, проводит экспансивную политику. Но не факт, что Российское руководство сейчас к этому склонно. Россия удовлетворилась Крымом, который дал Путину новую волну подлинной популярности и привлек на его сторону новых людей из других политических лагерей. И эти люди дорогого стоят, потому, что относятся они не к безмолвному управляемому «электорату», — голоса которого, уж поверьте, можно заполучить не только подтасовкой выборов, а даже не очень тщательным промыванием мозгов, — но разделили позицию президента «за дело», после мучительных рассуждений и сомнений. Вон, Лимонов даже Путина хвалит, и не только он один. Новые же завоевания — это новые ошибки, санкции, потеря популярности. Никто не знает, как пойдет процесс, так ли удачно, как это случилось в Крыму. Поэтому-то, несмотря на наличие «пятой колонны сливающей Новороссию» в верхних эшелонах власти, даже среди вроде бы противостоящих ей «ястребов» не чувствуется особого воодушевления по поводу дальнейшей борьбы за Новороссию. И это печально.
России, я уверен, необходимо до конца восстановить статус-кво — присоединить (или сделать независимыми от марионеточных режимов и зависимыми от себя) территории традиционно и исторически принадлежащие «русскому миру» (если такая форма идентификации будет мне позволена) на Украине, и не оглядываться при этом ни на мнение Запада, ни на границы бывшего СССР.
Если Россия от этого откажется, то такой расклад повлечет за собой многие и многие проблемы. Мы будем сидеть и безмолвно наблюдать, как, скажем, Одесса превращается из красивейшей греко-европейско-русско-еврейской столицы в плот задрипанного западенского национализма — это процесс начат уже сейчас. Похожая ситуация сложилась и в Харькове.
Впрочем, эти города не присоединились к Новороссии не только потому, что в них вовремя были введены армейские части и банды правосеков. Они действительно ментально разрываются между Украиной и Россией. Это не значит, что там поровну русских и украинцев, это значит то, что люди там уже забыли кто они на самом деле, они превратились в нацию «суржикоговорящих», которым не только равнодороги русские и украинские ценности, но и равнобезразличны. Постиндустриальное общество в идеале вообще не предполагает какой-то национальной идентификации. Харьков — яркий тому пример.
Поэтому Одессу и Харьков не взять военным путем. И стоящие там украинские силы тут ни при чем. Там нужно устроить пророссийский майдан. Бороться не за военную победу, а за умы граждан. А для этого нужны не частные военные структуры, а умелая пропаганда. Во и получается, что задачи за рубежом у России есть, но решать их нужно не только военными методами, по крайней мере, на первом этапе.
Другой вопрос, что Харьков, который находится практически на границе с Россией, чувствовал бы себя куда уверенней, если бы знал, что у восточного соседа, случись что, найдется пара-тройка «АНов» с самыми что ни на есть честными, некоммерческими румяными русскими воздушными десантниками, а не десяток-другой жестко коммерчески-мотивированных наемников в «бундесовой» форме.
Так поступал Советский союз. СССР декларировал политику ненападения на другие страны, в его военной доктрине было записано, что стране не применит первой ядерное оружие. Тем не менее, советские ВДВ были одними из самых боеспособных и многочисленных десантных подразделений в мире. Прибавьте сюда целый флот военно-транспортных самолетов, кораблей, систем десантирования разгрузки военной техники, преодоления препятствий… Одним словом, СССР в любую минут готов был захватить целый континент, если бы понадобилось. Не зря Запад визжал о «советской угрозе», делая нам бесплатную рекламу — потенциально такая угроза всегда присутствовала. Именно поэтому наши сателлиты чувствовали себя спокойно, а враги пикнуть не смели.
Частная армия — чистые руки
Если закон преследует целью, я утрирую: «расширить спецназ ГРУ и поручить это ведомство Стрелкову» — проблем нет. Тогда это будет закон об одной единственной ЧВК с помощью которой Россия будет спокойно решать свои задачи за пределами, — и это важно! — страны.
Проблемы начнутся, тогда, когда у нас появятся десятки ЧВК. Это грозит многими бедами, от оттока сотрудников из правоохранительных структур и армии, до создания ОПГ под личиной ЧВК. В такие структуры немедленно двинуться уволенные в процессе чистки бывшие милиционеры, всевозможные странные деятели, которых хлебом не корми, только дай пострелять и множество других странных элементов. Заслон этому сброду может поставить только жесткое лицензирование и контроль, который в России традиционно слаб.
Но есть и другая опасность. ЧВК дело недешевое. Позволить себе такие структуры могут лишь очень богаты люди и организации. Есть опасность, что через какое-то время мы можем получить олигархов или целые корпорации, на содержании которых будут находиться собственные армии. Фантастический сценарий, но в России возможно все. В природе армии — воевать, а для этого нужна еще одна армия. А стало быть есть вероятность, что такие структуры будут конкурировать между собой и не только мирными средствами, и, кстати, не только на территории России. Из Ирака и других горячих точек периодически приходят сообщения о перестрелках между ЧВК принадлежащих к одной стране. Кроме того, если «частная армия» это, фактически, оружие в руках частного лица, то возникнет непростой вопрос легализации оружия для населения. Потому, что получится перекос: простой человек по закону не может себе купить пистолет для самообороны, так с какой стати денежному мешку будет позволено иметь целую армию?
Все эти вопросы до сих пор не сняты, но вопрос о ЧВК или чем-то подобном надо решать в ближайшее время. В любом случае, с помощью ЧВК-ли, или как-то иначе, России надо развязать руки для более гибких действий против ее врагов за границей.
Михаил Николаев