Компьютерные игры атакуют наших детей
Кто управляет геймером, пока он управляет виртуальным супербойцом?
«Только что купил игру Modern Warfare 2. Это, возможно, лучший военный симулятор и одна из самых крутых игр 2009 года. Я представляю MW2 важной частью своих тренировок: особенно потрясает режим для нескольких пользователей. Можно более или менее полно симулировать реальные операции…»
Андерс Брейвик
Развивая тему эффективных средств гибридной войны, в рамках которой рассказывалось о скрытых функциях голливудского кинематографа и социальных сетей, «Колокол России» посчитал важным остановиться на еще одном опасном современном оружии – индустрии компьютерных игр.
Постараемся избежать банальностей и морализаторства в духе родительских наставлений своим юным чадам. Понятно, что любой родитель и практически каждый гражданин средних лет не задумываясь подтвердит – да, компьютерные игры – это, в общем-то, зло, надо по возможности его избегать. Но общими словами тут не обойдешься – врага надо знать в лицо. Тем более, что самые обсуждаемые, популярные и массовые виртуальные проекты являются продуктом Запада.
Давно прошли те времена, когда участник ролевой игры мог выбрать для своего персонажа совершенно миролюбивую модель поведения и пройти весь сюжет, не обидев даже мухи. При правильном подходе к практически не ограниченным возможностям виртуального мира можно было бы без проблем учить детей и подростков хорошему, подавать положительные примеры, но разработчики игр пошли по иному, наиболее прибыльному пути. Они сделали ставку на нарушение всех возможных социальных табу, но потакание самым низменным инстинктам человека, которые в реальной жизни, к счастью пока по-прежнему осуждаются и караются по закону. Короче говоря, либеральные ценности и свободный рынок сделали свое дело и в этой области, открыв дорогу бесконечному насилию и разврату.
Сейчас какую игру не возьми – наткнешься, прежде всего, на симулятор убийств. Весьма реалистичный, практически с живыми людьми, которых можно резать, крошить на куски, уничтожать любым реалистичным или фантастическим оружием и т.д. И ладно бы речь просто шла о добре с кулаками – еще можно увидеть благие цели в борьбе с жестоким, бесчеловечным врагом или с конченными отморозками, если главный герой при этом являет собой образчик чести и справедливости. Но нет же – в качестве героя-протагониста нам как раз и предлагаются «бесславные ублюдки», типа главных действующих лиц серии Grand Theft Auto. Будучи бандитом-мафиози, вам предлагается наводить хаос на городских улицах. Вы можете угнать любую машину в игре, убить сколько угодно мирных жителей, стать причиной сотен аварий и смертей. И при всем вашем нежелании, пройти игровой сюжет без такого «непредвиденного ущерба» просто невозможно.
Так в психике молодого человека постепенно происходит подмена понятий – насилие и агрессия становятся самым действенным способом решения проблем и в реальной жизни, а сдерживание негативных эмоций и черных помыслов начинает восприниматься как ограничение. В игре он уже не просто сторонний наблюдатель, как при просмотре фильма или чтении книги, он становится настоящим соучастником, главным героем преступного действа. Причем при всем декларируемом разнообразии возможностей в отыгрывании ролей в любой игре всегда действует ограниченный набор сюжетных линий, ведущих героя к уже известному итогу. Делается все, чтобы создать у геймера иллюзию – он все решает сам, и от его выбора реально многое зависит. На самом же деле он проходит весь сюжет как кукла, дергаемая за нитки сценаристами-разработчиками. Ему предлагается иллюзия выбора или «выбор без выбора». Между прочим, подобная психотехнология применяется на псевдодемократических выборах и в ходе избирательных кампаний по всему миру. Человек заглатывает вкусную наживку и продолжает искренне считать себя ведущим, тогда как на самом деле он – ведомый.
О том, что впаривается геймеру благодаря таким приемам, красноречиво говорят последние творения компании BioWare (дочерняя фирма американской корпорации Electronic Arts): игры с ролевым элементом Mass Effect и Dragon Age. В последние годы в них стали появляться персонажи нетрадиционной сексуальной ориентации, и зачастую у игрока просто нет выбора – после серии реплик ему навязывается вступление с ними в отношения.
Главный сценарист игры Dragon Age: Inquisition Дэвид Гейдер с гордостью поведал о введении в игру первого «полного гея» (т.е. персонажа, доступного только для однополых отношений, а ранее для этой игры были характеры еще и различные бисексуальные извращения – прим. авт.): «Я был рад написать и придумать такого героя – это очень важный, личный опыт для меня. Это сделало Дориана по-настоящему «живым», и я надеюсь, наши фанаты оценят это. Дориан – изгой, но он сам выбрал этот путь», – отмечает Гейдер.
В общем, по мнению сценариста-гея, его персонажа-гея по-настоящему «живым» делает не характер или взгляд на мир, а его нетрадиционая ориентация. И таких примеров можно привести множество – кстати, сам факт того, что в игры зачастую играют несовершеннолетние, разработчиков волнует мало. В другом «шедевре» от BioWare – Mass Effect 3 – главному герою, командиру космического корабля, приходится утешать своего подчиненного, накачанного афроамериканца, который рыдает из-за смерти любимого мужа…
И эти детали ни в коем случае не являются незначительными, недостойными внимания, так как продажи лучших игр достигают десятков миллионов копий по всему земному шару. Эффект на формирование детского мировоззрения огромен, и для компании Electronic Arts это, очевидно, часть особой миссии. Ведь ее руководство активно участвует в гей-парадах в США, Канаде и Европе, а также частенько поднимает над штаб-квартирой издательства радужный флаг. И геймеры, играющую в игры EA, получают четкую установку: что нетрадиционные отношения - не просто норма, но и желательны к аппробации в любом полноценном сообществе - ведь подростков в императивном виде заставляют их пробовать и наблюдать за ними.
***
Помимо духовного, нравственного разложения в гибридной войне на ура используется идеологическая обработка. В нашем случае она направлена непосредственно на молодых россиян и имеет своей задачей превратить их из патриотов в «безродных космополитов», а то и в первых друзей спецслужб США.
В этом аспекте очень показательна серия игр Call of Duty 4: Modern Warfare, сотворенная американской же компанией Activision. В ходе четко выстроенного линейного сюжета этой «стрелялки» геймеру предлагается играть за бойца британского спецназа и морпеха США и методично отстреливать русских ультранационалистов под руководством некого Имрана Захаева, захватившего власть в России и при поддержке исламистов с Ближнего Востока угрожающего миру ядерной войной. То есть лицо нашей страны в игре – даже не русские, а чеченские исламские фундаменталисты. Впрочем, русские этого самого Захаева, согласно сюжету, также активно поддерживают, а значит – необходимо нас уничтожать. Во благо мира во всем мире, разумеется.
Во второй части игры разработчики пошли еще дальше, включив в сюжет миссию, исключенную из российской локализации. В этом задании некие российские террористы во главе с одним из главных плохих парней Владимиром Макаровым устраивают жестокую бойню в московском аэропорту, массово расстреливая мирных граждан. Геймер здесь играет за агента ЦРУ под прикрытием, который находится в группе террористов и может также расстреливать гражданских – на свое усмотрение. А затем он начинает уничтожать российскую полицию и ФСБ, поднявшихся по тревоге. В общем, просто картина маслом – мечта каждого настоящего американского вояки. А еще в игре есть некие российские лоялисты-коллаборанты, помогающим военным США нести демократию – и вот они-то, разумеется, представлены в роли единственных достойных «наших парней».
Яркий пример политической пропаганды и фальсификации истории приводит студентка факультета политологии МГУ Елизавета Зорина в научном журнале «Информационные войны»:
«В американской стратегии «Company of heroes 2», посвященной событиям Великой Отечественной войны, всячески демонстрируется низкий уровень патриотизма у советских солдат, их нежелание воевать и бороться за свободу и существование своей Родины. Создается впечатление, что советские солдаты – это некая толпа, не объединенная единой целью и не понимающая необходимость защищать страну. Они готовы в любой момент дезертировать и только страх перед расстрелом их останавливает.
При помощи таких лживых красочных негативных описаний Красной армии, которое преподносятся игроку в качестве исторических фактов, разрушаются привычный образ народа-победителя. Более того, по словам разработчиков игры, нацисты ушли из Сталинграда из-за наступивших морозов и недостатка провизии, о победе Красной армии над ними – ни слова. Так, согласно сценарию игры, не было переломной победы СССР под Сталинградом, заставившей нацистов отступать. Исходя из текстового сопровождения, нацисты отступили сами, испугавшись морозов. Также следует отметить тот факт, что сценаристы игры на протяжении всего сюжета симпатизируют нацистским захватчикам. То есть оккупанты, беспощадно убивающие советских солдат, защищающих свою Родину, представляются в образе невинных жертв советского режима. Далее в одном из эпизодов второй части игры сценаристы подробно рассказывают, что Красная армия не освобождала европейские народы от нацистских захватчиков, а терроризировала и истребляла их».
Это лишь малая толика вреда, который успешно наносится россиянам новейшими американскими 3D-разработками информационного оружия. Как видим, несмотря на виртуальность создаваемой реальности, ущерб от постоянного просиживания за играми абсолютно реален. Есть у заядлых геймеров и вполне реальные физиологические проблемы, только появляются они, разумеется, постепенно. Речь идет о потери зрения, атрофии мышц, повышенной возбудимости нервной системы и, простите, даже о геморрое. Могу авторитетно заявить как человек, в свое время достаточно поигравший в первые стрелялки с довольно примитивной графикой – после ухода с головой в тот мир сходу адаптироваться к миру этому не очень-то легко. Впрочем, есть еще очень неплохие, даже полезные игрушки, которые рекомендую всем в умеренных, опять же, количествах. Например – виртуальные шахматы.
Виктор Семенов