Мусульманская Франция уже через 7 лет
На русском языке не так давно вышел наделавший много шума на Западе роман эксцентричного французского писателя Мишеля Уэльбека, который в очередной раз поднял насущную тему исламизации Европы, в частности Франции. Речь идет о романе «Покорность» (или «Подчинение»), где автор, известный своим не самым положительным отношением к исламу, предрекает Франции тотальную исламизацию не через 20, 30 или более лет, а уже в начале следующего десятилетия.
Действие романа происходит во Франции в 2022 году. После окончания второго президентского срока Франсуа Олланда социалисты уходят с ведущих ролей во французской политике, и соревнование за пост руководителя страны разворачивается между крайне правыми националистами во главе с Марин Ле Пен и мусульманами из новой французской исламской партии «Мусульманское братство» во главе с талантливым и амбициозным политиком Мохаммедом Бен Аббасом. Последнего активно поддерживает мусульманская молодежь, устроившая во время президентских выборов уличные бои с националистами. Другие французские партии, рассматривающие исламистов как «меньшее зло» по сравнению с шовинистами Ле Пен, объединяются в своей поддержке партии «Мусульманское братство» и помогают Аббасу стать президентом. При новом главе государства в раздираемой внутренними конфликтами Франции исламисты при помощи жестких мер, наконец, устанавливают так давно ожидаемый многими французами порядок и спокойствие, а затем вводят нормы Шариата в правовое поле страны: исламские законы, введение многоженства, мусульманский дресс-код для женщин и т.д. Более того, победившая партия и новый президент решают проблемы с безработицей, удалив всех женщин с рабочих мест и отправив их домой заниматься семьей и домашними делами. Таким образом, исламские политики строят новую консервативную религиозную Францию на обломках старой атеистической постхристианской страны. Стремительно меняющая свой внешний облик и внутреннее содержание Пятая республика исламизирует даже свою геополитическую повестку – вместо желания играть первую скрипку в номинально христианском Евросоюзе она призывает превратить Старый Свет в Мусульманские средиземноморские штаты.
Обо всём этом читатель узнает от главного героя романа – уже немолодого преподавателя Сорбонны (которая при новой власти сменила название на Исламский университет Сорбонна), теряющем в быстро меняющемся социуме всё то, что раньше было ему дорого: друзей, социальный статус, душевный комфорт и, в конце концов, свою работу в университете, где преподаватели-христиане теперь не приветствуются.
Сам Мишель Уэльбек, хоть и не причисляет себя к исламофобам, тем не менее достаточно критично в своё время высказывался относительно этой религии. Так, однажды он заявил, что чтение Корана вызывает депрессию, а ислам, по его признанию, является «глупейшей из всех существующих религий», которую, по признанию автора «Покорности», он не просто не уважает, а скорее ненавидит. «Ислам – все-таки глупейшая из религий. Стоит начать читать Коран – и вы разваливаетесь, разлагаетесь», – заявил писатель.
Вышедший на французском в январе 2015 года (в тот же месяц было нападение на редакцию Charlie Hebdo) роман, что называется, появился в нужном месте и в нужный час, когда тема мусульманской миграции стала самой насущной проблемой Евросоюза, а недавняя атака на Париж лишь усилила позиции сторонников жестких мер по отношению к чужакам.
Стоит отметить, что оживленные дискуссии вокруг писателя начались еще с выходом в 2001 году его романа «Платформа», где по сюжету радикальные исламисты разрушают так тщательно возводимую европейцами модель «земного Рая» и общества всеобщего благоденствия. После этого в адрес Уэльбека посыпались обвинения в ксенофобии, разжигании межнациональной и религиозной розни, а такие организации неолиберального толка как «Движение против расизма», «Французская лига прав человека» и некоторые другие подали на писателя в суд. Тем не менее иск был отклонен, а последовавшие в сентябре 2011 года теракты ввергли западный мир в состояние глубоко шока, и на некоторое время об Уэльбеке и его романе в большинстве своем забыли.
Однако автора «Покорности» можно назвать, скорее, не исламофобом, а еврофобом в смысле отрицания им нынешней модели развития европейского социума. Уэльбек в своих выступлениях весьма лихо обличает агонизирующую модель либерализма и социал-демократии, где соперничающие политические группировки мало чем отличаются от гангстерских шаек. Виноваты, по мнению писателя, либеральные интеллектуалы, разложившаяся, изнеженная, равнодушная к судьбам страны публика. Виноваты политики, привыкшие к игре в партийную демократию и коалиционной торговле по поводу министерских постов.
«Общественное презрение к политикам и СМИ достигло сегодня беспрецедентного уровня. Виновата пресса, не замечающая за деревьями леса и потакающая вкусам невзыскательных читателей, наэлектризованных поклонением сменяющим друг друга иконам: звездам спорта и экрана, кутюрье, моделям…», – отметил в одном из интервью Уэльбек.
Более того, в своем новом романе автор никоим образом не говорит о новом исламском порядке президента Аббаса как о чем-то плохом. Наоборот, во Франции 2022 года власть мусульман во многом позитивно сказывается на внутреннем положении государства – семьям выданы солидные пособия, из-за повального увольнения женщин и перехода их к семейным делам освобождается множество рабочих мест, безработица исчезает. Правда, меняется школьное образование – обязательными становятся всего лишь шесть классов школы, но отсутствие какого-либо протеста среди апатичного к политике и инфантильного населения говорит о том, что большинство французов введением 6-классного образования никоим образом не озабочены. Да и сам главный герой по имени Франсуа не сказать, что относится к исламской власти с каким-либо неприятием, хотя и выражает вялый протест против установленной новым президентом полигамии.
Да и вообще президент-мусульманин Аббас в новой книге Уэльбека также не является отрицательным героем, абсолютным злом или «предвестником Апокалиписа» для Европы и христиан. Наоборот, радикалом, воинственным фанатиком и уж тем более диктатором его никак не назовешь. Образованный и умеренный во взглядах политик, даже близко не похожий на Хомейни, Эрдогана и подобных им политических деятелей. Охотно идущий на компромиссы со всеми влиятельными силами страны – от левых до правых исламский президент со временем завоевывает всё большую любовь и признание не только со стороны приехавших во Францию мигрантов, но и среди коренных французов, радующихся наступившему спокойствию и благоденствию в их стране.
Что касается главного героя нового романа Уэльбека – это весьма типичная для его книг фигура. Неприкаянный, меланхоличный, подавленный своей постоянной рефлексией профессор литературы, равнодушный к большинству происходящих вокруг него вещей, не слишком заботящийся о будущем и живущий одним днем, где главное значение имеют молоденькие студентки, с которыми герой время от времени вступает в интимные отношения. Единственное, о чем он сожалеет в круговороте стремительно меняющегося французского общества, так это о том, что студентки, подчиняясь требованиям Исламского университета Сорбонна, должны теперь носить длинную чадру. Соответственно, и с сексуальной свободной, и половой распущенностью во Франции теперь большие проблемы. Это, пожалуй, единственное, что волнует уволенного, оставшегося без друзей и любимой девушки, профессора-индивидуалиста. При этом какие-то нравственные ориентиры у него еще остаются, однако носят они для Франсуа (так зовут главного героя) исключительно рекомендательный характер, да и сам он редко когда позволяет им вставать на пути его желаний и всевозможных хотелок.
Нетрудно заметить, что главный герой романа – олицетворение всех французов, всего французского общества, пародия на него. Весьма точная, надо сказать, пародия. Ничем не интересующийся профессор-неудачник Франсуа, у которого на уме лишь удовлетворение собственных потребностей, – это символ, символ погрязшей в индивидуализме и потребительстве, всевозможных сексуальных революциях и освобождении себя от всех морально-нравственных европейских догм.
Эта Европа и её важнейшая часть – Франция, забывшая свои традиции, религию, потерявшая осознание самой себя как нации, убившая единое общество, заменив его атомизированной массой индивидов, пала перед лицом сплоченной и энергичной силы, стала жертвой целеустремленной массы, которая создает на почве старой Франции новую страну, где бывшие приезжие станут коренными, а бывшие коренные постараются ничем не отличаться от прежних чужаков.
Франсуа – один из последних представителей старого постхристианского мира, пустота которого вскоре будет заполнена новой верой, а Европа, бывшая когда-то мировым центром христианства, станет новым домом ислама.
Таким образом, рисуя образ главного героя как пародию на французское общество, Уэльбек предупреждает не только соотечественников, но и весь остальной западный мир, постепенно теряющий свою идентичность.
Современная Европа характеризуется появлением мусульманских районов и пригородов в Париже, Берлине, Лондоне, Брюсселе и других крупных городах Европы, рост численности европейских мусульманских общин за счет всё увеличивающейся миграции и увеличению рождаемости. И это в то время как европейские обыватели считают своим главным достижением свободу нетрадиционных сексуальных отношений. Происходит постепенное замещение коренного населения пришлым. Играет свою роль и феминистская пропаганда, в соответствии с которой дети – это лишь препятствие для реализации женщиной своих возможностей в карьере. И здесь, по мнению Уэльбека, европейцы должны винить самих себя, потому что подобную ситуацию допустили они сами. «Это процесс духовный, изменение глобальной парадигмы, возвращение религии. Речь идет не о проблеме расово-социального порядка, но о системе ценностей и проблемах веры среди европейцев», – сказал в одном из интервью писатель.
Воспримут ли европейцы «Покорность» как пророческую книгу? Вряд ли. Однако в том, что если и не в 2022 году, то к середине XXI века его назовут «Нострадамусом нового времени» можно не сомневаться. Во всяком случае, всё к тому идет.
Иван Прошкин