Цифровая революция в Гонконге: как онлайн-инструменты поднимают активность акций протестов
Из исследования Центра изучения новых коммуникаций (ЦИНК) «Цифровая революция в Гонконге»
Вышел первый доклад на русском языке о протестах в Гонконге и роли интернета в уличных выступлениях. Центр изучения новых коммуникаций (ЦИНК) выпустил исследование «Цифровая революция в Гонконге» о новых онлайн-инструментах во время массовых протестов летом-осенью 2019 года. Было проведено подробное сравнение эффективности работы властей КНР и оппозиции в сфере интернет-пропаганды, нацеленной на китайскую и мировую аудиторию.
Телеграм-канал «Канал им. Гоббса» анализирует этот труд.
Исследование показало, что демонстрантам удалось добиться информационной победы над китайскими властями как в рамках Гонконга, так и на международной арене. Властям КНР тем не менее удалось удержать за собой симпатии населения материкового Китая, а также части проживающей зарубежом диаспоры. Тем не менее традиционные методы госпропаганды в соцсетях, которые подразумевают массовее использование ботов, показали себя устаревшими.
Существенную роль в координации протеста и сохранении анонимности участников протеста сыграли Telegram, Apple AirDrop, анонимные городские форумы (LIHKG), а также Uber и Tinder. Использование этих средств радикально отличает нынешние протесты от «Революции зонтиков» 2014 года, которая закончилась фактически ничем.
Особый политтехнологический интерес вызывает выявленный авторами доклада паттерн информационного сопровождения протестных мероприятий в Гонконге:
1) Анонимные блогеры выставляют идею на обсуждение общественности на анонимных форумах.
2) Затем сетки Telegram-каналов репостят призывы приходить на намеченную акцию. Подключаются дизайнеры для создания красочных лифлетов.
3) Графики и постеры распространяется при помощи AirDrop, а также размещаются в анкетах для знакомств на Tinder.
4) Публикуется карта проведения акции, на которой через Google Docs участники могут отметить точки, где будут именно они. Это также позволяет подсчитать количество протестующих, а также понять на каких участках избыток, а где людей не хватает.
5) В ходе акции участники загружают фото и видеоматериалы в публичную директорию облачного сервиса Dropbox, откуда их растаскивают администраторы Telegram-каналов, а также соцсети и СМИ. При этом лица протестующих обычно закрашиваются, чтобы их не могла опознать полиция.