Истинный друг России и Сербии
Единый сострадательный и милосердный Боже, прости нас. Совершили мы преступление против Тебя, всесильного и всеблагого нашего Создателя и Отца. Забыли мы Тебя как единственного Друга и искали многих друзей среди своих соседей – среди тех, которые суть плоть и кровь и прах, как и мы сами.
Святитель Николай Сербский. Сербскому народу – из окна темницы.
Из Священного Писания мы знаем, насколько непостоянна человеческая натура. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения», - сказано в Псалмах (Пс. 145,3).
Вот перед нашими глазами пример ветхозаветного праведного многострадального Иова. Иов «был непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов. 1:1), а по своему богатству «был знаменитее всех сынов Востока» (Иов. 1:3). У него было семь сыновей и три дочери, составлявшие счастливое семейство. Кроме того, у него было много друзей. А еще большее количество людей мечтало стать другом Иова. Но Сатана перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен только благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё его благочестие. В ответ Бог позволил Сатане испытать Иова всеми бедствиями земной жизни. Сатана лишает его всего богатства, всех слуг и всех детей, а когда и это не поколебало Иова, то Сатана поразил его тело, с позволения Господа, страшною проказой. Все отвернулись от него. Около Иова сталась лишь горстка друзей - Елифаз, Вилдад и Софар. Они были поражены его страданиями и семь дней молча оплакивали его страдания. Друзей как ветром сдуло. Иов отказывался хулить Бога, его терпение и надежда на Господа были вознаграждены. История окончилась для Иова счастливо, здоровье, богатство и семья вернулись к этому праведнику. Помимо всего преподала урок о том, что «есть друзья и друзья». Не следует слишком на них полагаться и уж тем более измерять дружбу количеством друзей.
А вот что мы читаем о непостоянстве человека в Новом Завете: «А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его: но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь… тотчас соблазняется» (Мф. 13, 20-21).
А история со Спасителем? Иерусалим восторженно приветствовал Иисуса Христа, когда жители Иудеи решили, что Он и есть тот Мессия, который не только освободит их страну от римского владычества, но и обеспечит избранному народу мировое господство. Его приветствовали как Царя Иудейского: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9). А через несколько дней Его предали на суд, приговорили к смерти, а все тот же народ, собравшийся на Голгофе, требовал громогласно распять Его: «Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его» (Мк. 15:13-14). Дьявол, действовавший через вождей еврейского народа (старейшин, книжников и фарисеев), сумел буквально на глазах развернуть толпу на 180 градусов.
То же самое произошло и с Сербией в ХХ веке. Святитель Николай Сербский в своей работе «Сербскому народу – из окна темницы» (1944-1945 гг.) в главе LХII «Плач пред Богом»[1] пишет о непостоянстве «князей» и «сынов человеческих»:
«Вопрошаем мы себя в изумлении и скорби: что «вчера» и каково «сегодня»! Вчера мы были свободными и разговорчивыми и окружали нас многие друзья. А сегодня – о Боже! – сегодня мы рабы без слов и бесед, без сродников и друзей….
Вокруг нас лед, а мы горим в раскаленной печи. Наши соседи и наши друзья, до вчерашнего дня клявшиеся нам в вечной дружбе, ныне превратились в лед, в ледяные глыбы у нашего порога, и перед нашими окнами, и над нашими головами. Пылаем мы в огне, который они разожгли, а они смотрят на нас своим леденящим взором из своих студеных, обледеневших душ. Ни слова наши не способны сдвинуть эти торосы, ни слезы наши не сильны растопить наледь вокруг нас. Ах, отовсюду она нас окружает, с земли до небес» (с. 337).
Сербия в ХХ веке в очередной раз последовала примеру Европы и стала делать ставку на друзей, тратя немало сил и времени для того, чтобы вести с ними переговоры, подписывать договора и соглашения о торговле, сотрудничестве и коллективной безопасности. Возникала опасная иллюзия того, что Сербия гарантирована от всяких внешних напастей:
«И когда составили мы книгу наших друзей, то изобиловала она именами князей мира сего, сынов человеческих. И радовались мы, и в своем ликовании говорили своей душе: «Наслаждайся, душа, ибо обеспечена ты всем и защищена; со всех сторон подставляют тебе плечи твои друзья. Не бойся, проживешь ты в мире многая и многая лета» (с. 338).
После Первой мировой войны Сербия почувствовала себя «на коне». Стало формироваться единое государство сербов, хорватов и словенцев, которые со временем, как казалось многим, могли стать единым югославянским народом. При этом, что льстило Сербии, ее соседи воспринимали Сербию как ядро единого государства. Сербы стали полагать, что многочисленные южнославянские народы их любят. Даже такие страны как Великобритания, Франция и Германия очень с большим почтением тогда относились к Сербии и Королевству Югославии (возникло в 1929 году). Однако это были дипломатические игры европейцев, желавших втянуть Сербию и Королевство Югославию в сферу своего влияния. Лукавые маневры были по наивности восприняты сербами как проявление сердечной симпатии.
Иллюзии стали рассеиваться весной 1941 года, когда Сербия и вся Югославия были оккупированы немецкими и итальянскими войсками, а им в этом помогали болгарские и венгерские военные формирования. Югославские солдаты, особенно из несербских областей, бежали или капитулировали без боя.
И в то же время Сербия забывала о главном друге. Этим другом является Бог:
«Но – о Господи – лишь Твое имя не вписали сербские господа и вельможи в книгу друзей и советников. Только Твоего имени не было [в ряду прочих] имен» (с. 338).
А те, кого сербы по легкомыслию записывали в «книгу друзей», оказывались предателями и даже убийцами сербского народа:
«Изменили нам все князья людские и все сыны человеческие! Нарушили клятву, растоптали дружбу. Данное некогда слово сдули с себя как ветром, и во все трубы затрубили слова предательства!» (с.339).
Каждый раз сербский народ делал для себя открытие: у него есть лишь один надежный друг, который не предаст, не отвернется, не откажет в помощи. Каждый раз сербский народ вспоминал об этом Друге, каждый раз каялся в своем легкомыслии (если не сказать – измене) и каждый раз Друг протягивал сербам руку помощи. Вот и сейчас, пребывая в горниле Второй мировой войны, Сербия вновь вспомнила о своем единственном надежном Друге и возопила к Нему:
«Единый сострадательный и милосердный Боже, прости нас. Совершили мы преступление против Тебя, всесильного и всеблагого нашего Создателя и Отца. Забыли мы Тебя как единственного Друга и искали многих друзей среди своих соседей – среди тех, которые суть плоть и кровь и прах, как и мы сами» (с. 337-338).
Сербия – маленькое государство в центре Европы. Десятки раз она была на грани полного исчезновения под натиском османских и европейских армий. Но каждый раз восставала из пепла. В чем дело? – В том, что всегда в последний момент ей на помощь приходил Друг. Сербы не менее грешны пред Богом, чем другие европейцы. Но, как отмечает святитель, есть одна спасительная особенность сербского народа:
«Если есть что хорошее в нас, Твоих грешных сербах, так это то, что в своих бедах виним мы не других, а самих себя. Не делают этого язычники и еретики. Так поступают только православные христиане» (с.336).
Святитель подводит итог своим размышлениям об истинных и ложных друзьях:
«Думали мы: чем больше друзей, тем лучше. Не усвоили урока, что это весьма давний человеческий обман. Теперь мы знаем это немного лучше. Кровью и слезами мы заплатили за новое знание, гласящее: "Чем меньше друзей, тем лучше". Тогда как высшая мудрость такова: "Один-единственный друг стоит больше миллиона прочих друзей". Но… этим Одним-единственным может быть только Господь Бог. Прости нас, Господи и спаси нас. Аминь».
Думаю, что все эти размышления и выводы очень применимы к России. Еще в XIX веке наш император Александр III в полушутку – полувсерьез говорил: «Во всем свете у нас только два верных союзника - наши армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас»[2]. Уже в конце Первой мировой войны наши союзники по Антанте повернули оружие против России. И отнюдь не потому, что их интересовала судьба русского народа, царя и монархии, а потому, что из их рук ускользала добыча, которую они собирались делить по окончании войны[3].
А много ли бы союзников у Советской России и Советского Союза? Поначалу она вообще оказалась в кольце блокады. В 1917-1924 гг. наша страна была вообще в дипломатической изоляции (единственной западной страной, установившей дипломатические отношения в этот период времени, была Германия). Позднее дипломатические отношения были восстановлены, но торговая и кредитная блокада Советского Союза продолжалась.
А наши бывшие «друзья» по социалистическому лагерю? Большинство из них после развала СССР не только не поддерживают прежних тесных экономических и культурных связей с Россией (как правопреемницей Советского Союза), но оказались в стане злейших ее противников (например, Польша). В этом же стане оказались и многие новые государства, еще недавно входившие в состав Советского Союза (а нам внушали идеологи марксизма-ленинизма, что в СССР складывается «новая историческая общность» под названием «советский народ»).
Многие наши соотечественники очень болезненно переживали и до сих пор переживают такое «предательство» со стороны наших недавних «союзников», соседей и даже сограждан (составлявших «советский народ»). Но это от того, что мы плохо знаем свою историю. Сколько раз нас предавали! Пора, наконец, к этому привыкнуть.
Грешны мы и тем, что сами предавали своих друзей. Ту же самую Кубу, которая несмотря на всю нашу неприглядную политику, до сих пор сохраняет добрые чувства по отношению к русским. То же самое можно сказать и о братском сербском народе. Когда-то Россия не на словах, а на делах доказывала, что она друг сербского народа. Старая сербская пословица гласит: «На небе Бог, на земле Россия», то есть Россия всегда приходила на помощь Сербии.
Во время Русско-турецкой войны в 1878 году русские войска прижали турок и заставили подписать мирный договор, согласно которому Турция была вынуждена признать независимость Сербии, Черногории и Румынии. Николай Второй вступил в Первую мировую войну отчасти ради Сербии. В 1915-1916 годах именно он заставил Англию и Францию спасти сербскую армию, отступившую в Албанию и находившуюся на грани уничтожения. Император Российский тогда написал в своем ультиматуме: «Если сербская армия не будет эвакуирована из Албании, то Россия разрывает союз с Антантой и заключает сепаратный мир с Германией».
Увы, все по-другому в наши времена. Сербский народ, конечно же, помнит о предательстве Виктора Черномырдина (назначен специальным представителем президента Российской Федерации по урегулированию ситуации вокруг Союзной Республики Югославии) в 1999 году, которое спровоцировало бомбардировки Сербии авиацией НАТО. Но сербы понимают, что это всего лишь чиновник Черномырдин, а далеко не все русские.
Сербы пережили воистину трагедию - в марте 1999 года на мирное европейское государство посыпались бомбы НАТО. Авиация НАТО методично уничтожала Югославию как в компьютерной игре - крылатыми ракетами бомбили мосты, дороги, больницы, телецентры, промышленные предприятия, школы и университеты. Авиация НАТО не прекращала бомбардировок даже на Пасху, делая на бомбах и ракетах надпись - «Подарок к Пасхе». Но на бомбах в те дни писали и такие слова: «Вы еще хотите быть сербами?» Эта надпись объясняет главную цель войны - новый мировой порядок. НАТО по факту перестал быть силой сдерживания и профилактики, альянс превратился в средство покорения и агрессии.
С моей точки зрения, Россия могла предотвратить эту трагедию, но не предотвратила. Предательство? Конечно. А где гарантия, что завтра мы не получим от НАТО смертоносные подарки, на которых будет написано: «Вы ещё хотите быть русскими?» Это будет цена нашего предательства.
А самое главное, мы грешны потому, что так далеко отошли от Бога, что у нас не было даже мысли внести Его в «список друзей». Не говоря уже о том, чтобы поставить Его в этом списке на первое место.
Все было с точностью до наоборот: Бог был внесен в «список врагов» и даже стоял там на первом месте. В конечном счете именно превращение нашего главного Союзника во врага и предопределило распад Советского Союза. Если мы не будем подобно сербскому народу каяться в этой страшной измене, то русская смута будет продолжаться и усугубляться.
Хочется, чтобы слова раскаяния, прозвучавшие из уст святителя Николая Сербского, сегодня повторили также все русские люди:
«Единый сострадательный и милосердный Боже, прости нас. Совершили мы преступление против Тебя, всесильного и всеблагого нашего Создателя и Отца. Забыли мы Тебя как единственного Друга и искали многих друзей среди своих соседей – среди тех, которые суть плоть и кровь и прах, как и мы сами».
------------------------------------------------------------------------------------
[1] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. – М.: Паломник, 2010, глава LХII «Плач пред Богом» (с. 336-339). Цитаты приводятся с указанием страниц (в скобках) из данного источника.
[2] Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний (1933).
[3] См.: В. Катасонов. Россия и Запад в ХХ веке. История экономического противостояния и сосуществования. – М.: Институт русской цивилизации, 2015.
Валентин Катасонов