«Платон» может вызвать в России социальный взрыв
В России с 15 ноября вводится система оплаты за проезд по федеральным трассам для грузовиков тяжелее 12 тонн, которая называется «Платон» (ПЛАта за ТОНны). Установлена и стоимость проезда для большегрузных машин – она будет составлять 1,53 рубля за 1 километр, но данная расценка станет временной и в течение следующих нескольких лет будет повышена до 3,73 рубля. При этом в российском правительстве считают, что доход от введения платного проезда по федеральным трассам для грузовых машин, исходя из тарифа «первой волны» 1, 53 рубля, принесет в следующем году казне аж 39 миллиардов рублей.
Предполагается, что до 1 марта 2016 года будет действовать вышеупомянутый тариф в размере 1,53 рубля за километр. Однако аппетиты системы по мере ее развития станут расти. Так, с марта 2016 года тариф увеличится вдвое – за 1 километр «федералки» перевозчикам придется заплатить уже 3,06 рубля. Новое подорожание ожидается после 2018 года – 3,73 рубля за 1 километр. Далее плату за проезд повышать не планируется, во всяком случае пока. Однако с большей вероятностью можно сказать, что изменения в сторону повышения будет происходить и дальше. Правда, на данный момент – это всего лишь отдаленная перспектива. Сейчас же, с началом работы новой системы с 15 ноября, транспортникам придется заранее согласовывать маршрут и либо оплатить нужное количество километров до самой поездки, либо установить в грузовике специальный следящий прибор, привязанный к счету и измеряющий величину пройденного машиной пути.
Установлена и система штрафов. Так, не оплатившим проезд или не установившим счетчик водителям придется расстаться с 5 тысячами рублей, для юридических же лиц сумма штрафа гораздо более серьезная – 450 тысяч рублей и до 1 миллиона рублей за повторное нарушение. Тем не менее уже с ноября штрафы вводить не будут, вероятно, они вступят в силу с мая 2016 года, однако этот вопрос находится на стадии решения и, скорее всего, смотреть будут по дальнейшей реакции водителей на новую систему и следованию ими её правилам.
Стоит отметить, что разработчиком и эксплуатантом системы «Платон» является компания РТ-инвест транспортные системы (РТИТС), принадлежащая сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорю. Игорь Ротенберг уже заключил с государством договор концессии, в соответствии с которым РТИТС ежегодно будет получать 10,6 миллиарда рублей в год из средств, собранных за проезд, а остальная часть полученных денег будет идти в Федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс. РТИТС, в свою очередь, обязалась довести систему до ума путем вложения собственных средств в размере 27 миллиардов рублей и покупки на эти деньги около 2 миллионов контролирующих перемещение устройств для водителей, а также установки 480 стационарных рамок контроля и создания 100 мобильных комплексов.
То есть инфраструктуру «Платона» компания Ротенберга решила создать сама, при этом доходы от сборов за проезд, которые будут частично переданы РТИТС, во много раз превысят расходы компании на организацию всего этого мероприятия.
Так почему же новая система является потенциально опасной и во многом непродуманной до конца?
Прежде всего, сами транспортники встретили новость о введении платы за проезд по федеральным трассам без особого энтузиазма. Так, в первых числах ноября в сразу нескольких регионах (Подмосковье, Нижний Новгород, Сибирь и т.д.) состоялась протестная акция дальнобойщиков.
Перевозчики в течение часа ездили со скоростью 10 км/ч, собирая за собой огромные хвосты. Тем самым они выразили свой протест против введения платы за проезд. При этом дальнобойщики грозят новыми акциями протеста, причем гораздо более масштабными, в случае если к их голосу не прислушаются.
***
К сожалению, предупредительная акция дальнобойщиков на позицию властей никоим образом не повлияла. Более того, дровишек в разгорающийся огонь противостояния федеральных властей и перевозчиков решили подбросить теперь уже региональные власти, которые также планируют ввести собственный сбор с большегрузов весом более 12 тонн. Так, в Ульяновской области местное правительство приступило к разработке законопроекта о взимании платы с грузовиков. Будущий закон будет адаптирован под систему «Платон», а собранные с перевозчиков средства пойдут, по словам ульяновских чиновников, на ремонт дорог в области.
Не отставать от Ульяновска решили и в Нижегородской области, транспортники которой, кстати говоря, принимали активное участие в вышеупомянутой ноябрьской акции протеста дальнобойщиков. В Нижнем местные власти заявили, что также рассматривают введение платного проезда по дорогам региона, однако касательно сроков и тарифов местные чиновники умалчивают.
Стоит сказать, что введение в эксплуатацию «Платона» вряд ли принесет что-то хорошее не только самим транспортникам, но и нам с вами, простым гражданам. Перевозчики отмечают, что если новая система всё-таки будет претворена в жизнь, то им придется поднимать цены, дабы окупить свои поездки. Из-за этого стоимость перевозимых товаров может возрасти на 10–15%, при этом, скорее всего, подорожают именно социально-значимые продукты, в частности соль, сахар, молоко, макароны, которые недорого стоят, но зато много весят. К тому же розничные сети наверняка поднимут цены на продукты. Причем увеличат их так, чтобы покрыть свои потери от роста стоимости перевозки товара.
Более того, проблемы могут возникнуть не только на ценовом, но и на логистическом фронте, что приведет к срыву поставок товаров в города. Так, логистические компании начали уведомлять крупнейшие торговые сети и производителей о своей неготовности к запуску «Платона» и намерении отказаться от перевозок. Отмечается, что абсолютное большинство транспортных контрагентов не получили счетчики для машин. По подсчетам специалистов в области логистики, под угрозой могут оказаться порядка трети всех транспортных перевозок. Проблемы отмечают в X5 Retail group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), в «Ленте», Metro Cash & Carry и других крупных торговых сетях. Кроме того, в самих транспортных компаниях заявили о неготовности к введению новой системы хотя бы потому, что в стране более 1 миллиона большегрузных машин (весом более 12 тонн), при этом счетчиков выпущено в 5 раз меньше – 200 тысяч. Еще более прискорбным является тот факт, что из этих двухсот тысяч счетчиков только пятая их часть (не более 40 тысяч) роздана водителям. За это, кстати, РТИТС несет прямую ответственность.
Пострадают и сами дальнобойщики, которые могут попросту лишиться заработка. Стоит отметить, что многие из перевозчиков работают как индивидуальные предприниматели, и их бизнес весьма скромен в своих размерах по сравнению с крупными перевозчиками. При этом каждый расход на амортизацию и прочие издержки весьма чувствителен для ИП, теперь же их обложат новым налогом, который, возможно, нанесет окончательный удар по множеству предпринимателей, пока еще держащимся на плаву в сфере транспортных перевозок, выдерживая традиционно очень высокую конкуренцию. Следовательно, увеличение финансовой нагрузки на предпринимателей может привести к их разорению, что не только оставит без средств к существованию их семьи, но и ухудшит и без того не самую положительную в регионах РФ социальную обстановку. Сами транспортники уверены, что введение новой системы приведет к подорожанию продуктов на 10%. Более того, разорение ждет от 25 до 40% представителей малого и среднего бизнеса из этой сферы.
То есть рисков новая система несет немало, и их нужно тщательно прорабатывать, дабы потом не было мучительно больно. К примеру, в Германии платный проезд вводился два года, у нас же скорость введения «Платона», пожалуй, может дать фору темпам первых пятилеток.
***
Немаловажным является тот факт, что введение платы за проезд по федеральным (и, возможно, региональным трассам) не находит полной поддержки и у парламентариев. Так, член партии «Автомобильная Росси» и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил, что решение правительства на этот счет является непродуманным, поспешным, и не имеющим такой необходимой базы, как анализ социально-экономический последствий такого шага.
«Сейчас дальнобойщики поставлены на грань выживания, притом стоимость проезда за 1 километр, а также процедуры согласований и оплаты с алгоритмом работы, включая абсурдную логистику обязательного возвращения транспортного средства по уже утвержденному маршруту из точки А в точку Б, нельзя назвать не только разумными, но и элементарно отвечающими здравому смыслу. При этом крайне важно отметить, что данный проект принят без предварительной обкатки, тестирования, которое в аналогичной ситуации заняло в Германии два года и даже у наших постсоветских соседей, ныне – друзей и коллег по ЕАЭС – один год, не говоря уже о том, что абсолютно не учтено мнение профессионального сообщества», – заявил парламентарий.
Кстати говоря, в Конституции России есть статья 74, где весьма четко сказано следующее:
1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Конечно, сбор вводится не за перемещение товаров, а за проезд по трассе. Однако введение платы за проезд автоматически означает препятствие к оказанию услуг. Тем более, если принять во внимание те последствия, к которым может привести система «Платон». Странно, что на этот нюанс пока не обратили особого внимания.
Есть, конечно, и плюсы введения новой системы. Вернее, один плюс, но весьма существенный – собираемые с транспортников деньги пойдут на ремонт дорог, которым, в том числе наносят ущерб большегрузные многотонные машины. Однако и здесь не всё так гладко, поскольку коррупцию у нас никто не отменял, и ожидать, что в Федеральном дорожном фонде для ремонта трасс сидят исключительной честности чиновники, увы, не приходится. Тем не менее хочется надеяться, что если новая система всё-таки будет введена, то хотя бы часть доходов от неё действительно будет использована на решение одной из главных российских проблем.
И всё-таки инициатива властей, которая вот-вот будет реализована, прямо скажем, весьма неоднозначна и даже вредна. Введение в жизнь новой системы может привести к дальнейшему ухудшению материального положения граждан, которые сейчас и так не жируют. А ухудшение положения будет означать угрозу социального взрыва. Рост цен, безработицы, разорение предпринимателей и кризис в целых отраслях экономики – вот те опасности, которые поджидают страну из-за «Платона». Конечно, бюджет пополнять надо, однако лезть в карман собственным гражданам вряд ли можно назвать хорошим для этого методом. Эффективным - может. Но всё-таки хочется, чтобы в сочетании с эффективным шло слово разумный. А вот это пока не очень проглядывается.
Иван Прошкин