Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Качество жизни
24.02.2016 10:30

Тариф «Антикризисный»: обдираем, как можем

Экономический кризис для коммерции – это не помеха, а новые возможности. Именно так считают крупнейшие российские монополисты, а их дела говорят сами за себя. Под предлогом антикризисных мер, как оказалось, можно проворачивать самые грязные и непопулярные дела, которые в обычное время вызвали бы бурную волну негодования.

На днях весь Рунет всколыхнула новость о том, что «Мегафон», вслед за своими партнёрами по монополии и конкурентами по рынку, официально ввёл плату за все несостоявшиеся звонки. Если вкратце: абонентов обязали оплачивать абсолютно любой звонок, включая сообщение автоответчика «абонент вне зоны доступа» или «абонент не отвечает», в случае, если собеседник долго не берёт трубку. Компании МТС и Tele2 прибегли к этой практики ещё раньше.

Сами операторы заявляют, что клиенты, таким образом, оплачивают услугу автоответчика – то есть платят за прослушивание фразы «аппарат абонента недоступен/занят/вне зоны». Однако, разумеется, они лукавят. Деньги списываются даже в том случае, если абонент положит трубку ещё до того, как прослушать сообщение автоответчика. Причём в «Мегафоне» эту информацию уже официально подтвердили.

Так, по словам Юлии Дорохиной, руководителя пресс-службы «Мегафона», на столь непопулярные меры компания вынуждена была пойти в рамках «уравнения расчётов между операторами». Иными словами, «Мегафон» не может позволить себе не заработать там, где зарабатывают МТС и Tele2, о чём хватает наглости заявить прямыми словами.

Собственно, два последних оператора ввели платежи за несостоявшиеся звонки ещё в ноябре 2015 года, однако, совсем втихую – не оповестив об этом своих клиентов. Впрочем, как только правда об этом всплыла в СМИ – оба оператора предпочли отказаться от своего решения и, списав всё на некий «технический сбой», извинились.

Сегодня мы узнали, что «техническим сбоем» оказалось тщательно спланированное и взвешенное решение по обчистке карманов собственных клиентов. Надо сказать, что оно было вполне предсказуемым, если не ожидаемым. Операторы сотовой связи шли к этому решению долго и к настоящему времени просто исчерпали все другие, более законные и честные методы обогащения.

С началом кризиса, как только российские компании оказались в эпицентре финансового оттока из собственной страны, мобильные операторы сделали всё, чтобы вырвать из этого потока как можно больше. За два года цены на тарифы выросли, по меньшей мере, в два-три раза. Вместе с ними клиентов стали массово подключать к платным услугам – без их ведома и согласия, разумеется. На мою сим-карту, например, летом-осенью 2015 года компания МТС установила услугу «Вам звонили» с ежедневной оплатой около 1 рубля. Чтобы её отключить пришлось проводить не самые приятные танцы с бубном – писать СМС-сообщения определённого содержания на определённые номера.

Собственно, чрезмерной «заботой» о клиентах российские операторы мобильной связи отличались ещё задолго до кризиса. Помнится, в середине 2000-х нежданное снимание  со счётов абонентов денег было обычным делом. Знаю на собственном опыте, что этим не брезговал ни МТС, ни «Мегафон». Так, в 2004 году с моего телефонного номера за один день было снято 10$ (тогда все расчёты с сотовыми операторами проводились в «зелёной» валюте), притом, что я не совершил и не принял вообще ни одного звонка. По тем временам это была приличная сумма, её могло бы хватить на несколько месяцев безбедной телефонной связи, поэтому я, будучи обескураженным от такой наглости, конечно же, захотел разобраться с этим делом. Однако жил я тогда в славном городе Нарьян-маре, а ближайший офис «Мегафона» располагался в Архангельске – ровно в часе полёта штатным авиалайнером. Разумеется, в магазине, в котором я покупал сим-карту, заявили, что «не в их компетенции разбирать конфликтные ситуации» и, пожав плечами, предложили лететь в Архангельск.

Однако вернёмся к нынешним реалиям. От кризиса, как известно, пострадали не только клиенты сотовых операторов, которые и раньше часто становились жертвами откровенного мошенничества и уже, пожалуй, привыкли к такому положению вещей.

Резкое падение рубля в конце 2014-ого запустило целую цепочку событий, ударившей по многим отраслям экономики. В первую очередь, дело коснулось всех товаров, поставляемых из-за рубежа, особенно тех, за которые российский бизнес расплачивался долларами. Это бытовая техника и электроника. Так, все брендовые смартфоны, в особенности, западного производства, подорожали чётко в соответствии с ростом курса доллара. В частности, цены на продукцию компании Apple по сравнению с началом 2014 года увеличились более чем вдвое. Тоже касается и цен на ноутбуки и персональные компьютеры. Например, хорошая видеокарта сегодня стоит, как два года назад стоил хороший ПК в полной комплектации. Подорожала также одежда и обувь европейского производства. Выросли цены на мебель и недвижимость.

Но хуже всех пришлось тем, кто связался с финансовым сектором экономики, в особенности, валютным ипотечникам. В середине 2000-х было в порядке вещей оформлять кредиты на квартиры в американской валюте. Дело в том, что в то время некоторые компании платили заработную плату своим сотрудникам в долларах. А одна из основных финансовых заповедей гласит: бери кредит в той валюте, в которой получаешь доход – только так можно минимизировать риски при резком изменении курса валют. С тех пор многие из них стали зарабатывать в рублях, по разным обстоятельствам – кто-то сменил место работы, а кому-то просто перевели зарплату в отечественную валюту. В новых условиях ещё задолго до кризиса добросовестные заёмщики для надёжности пытались рефинансироваться – перевести ипотеку в рубли. Однако не все банки шли им навстречу – некоторые просто отказали клиентам, заявив, что у них не предусмотрено такой программы.

Так или иначе, но теперь выплачивать ипотеку им до конца предстоит в долларах, что при зарплатах в рублях, фактически означает двойную, а то и тройную переплату, а это не каждый может себе позволить. В результате тысячи людей могут потерять крышу над головой. Сегодня в российском обществе идёт активная дискуссия на тему – стоит ли помогать этой категории граждан или они сами виноваты в том, что доверились американской валюте.

По мнению банков, разумеется, люди должны выплатить всё до последнего цента, как прописано в договоре кредитования. Однако более независимые эксперты, напоминают, что падение рубля было вызвано искусственно, причём не по экономическим, а по политическим мотивам и связано в первую очередь с украинским кризисом.

Иными словами, валютные ипотечники стали жертвами независимых от них обстоятельств, подобно тому, как становятся жертвами войн или стихийных бедствий, а потому государство обязано взять на себя ответственность за их судьбу и принудить банки пойти навстречу своим клиентам. Кстати, не стоит забывать, что те деньги, которые валютные заёмщики потеряли при падении рубля, фактически достанутся банкам. То есть прибыль финансовых организаций за оказанные ими ростовщические услуги в данном случае составит порядка 200-300% + годовая процентная ставка. Кто ещё может похвастаться такими заработками в кризис?

Стоит добавить, что кризис серьёзно ударил и по рынку недвижимости. И без того недешёвое жильё взлетело до совершенно неподъёмных сумм. Например, квартиру в московской новостройке сегодня можно приобрести по средней цене в 2810 долларов за квадратный метр (примерно 212 тысяч рублей). То есть на один метр жилья среднему москвичу придётся зарабатывать, по меньшей мере, несколько месяцев.

На этом фоне политика Центробанка по искусственному завышению процентной ставки выглядит контрольным выстрелом в голову всему молодому поколению россиян, которое в таких условиях просто никогда не сможет обзавестись собственным жильём. Потому что выплачивать ипотеку под 20% годовых с современными ценами на квартиры придётся лет, эдак, 50. Да и то, если не ошибиться с валютой…

***

Пожалуй, единственным рынком, который не так сильно взбаламутил финансовый кризис, остаётся рынок продуктов питания. В этом секторе экономики с 2014 года цены повышаются лишь в рамках обычной инфляции – примерно на 1% ежемесячно. Резкое подорожание коснулось только некоторых продуктов, поставляемых с Запада и не вошедших в список санкционных товаров. Секрет здесь кроется в том, что большинство продуктов питания производится в России или в ближайшем зарубежье – Белоруссии, Казахстане и, соответственно, не завязано на долларе. Все расчёты при их производстве, доставке и реализации осуществляются исключительно в рублях и, следовательно, не зависят от курса валют. Кроме того, резкое подорожание продуктов непременно вызвало бы панику и рост недовольства среди населения, поэтому в интересах властей любым способом сохранить стабильность в этом секторе экономики. Не исключено, что приемлемым ценам на товары потребления россияне обязаны и бюджетным вливаниям.

За еду, конечно, стоит сказать «спасибо» рублю и властям, однако в целом тенденции в российской экономике очень неутешительные. Дешёвые хлеб и водка на фоне дорогих и дефицитных компьютеров, автомобилей и шмоток – это удел бедных и слабых стран. Так уже 25 лет живёт Украина и Белоруссия, Узбекистан и Таджикистан, так живут азиатские и латиноамериканские страны. Там никто не умирает с голоду, но и ни у кого нет денег на что-то большее, чем кусок хлеба с просроченным маслом. Лично я не хочу так жить и очень надеюсь на скорейшее и всеобъемлющее возрождение российской экономики – во всём её былом могуществе и красе, с твёрдым знанием того, что «завтра» будет лучше, чем «вчера».

 

Иван Чимбулатов

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"