Катастрофа российского аэробуса А321: больше фактов, меньше здравого смысла
Информация, поступающая из следственной комиссии по крушению лайнера Airbus-A321, принадлежавшего российской авиакомпании «Когалымавиа», становится все более противоречивой. Египетские, российские и французские эксперты, а также Межгосударственного авиационного комитета (МАК), занимающиеся расследованием, не торопятся с заключением, предлагая всем неравнодушным наблюдателям запастись терпением и кормиться инсайдерской информацией. Ну, и развивать аналитическое мышление – что еще остается?
Впрочем, кое-какая свежая информация все-таки поступает. В официальном сообщении МАК говорится о том, что данные параметрического регистратора (записывающего технические параметры в ходе полета) A321, потерпевшего крушение на Синае, успешно скопированы и переданы для анализа в комиссию по расследованию причин катастрофы. И тут же отмечается, что второй бортовой речевой регистратор получил серьезные механические повреждения. То есть на данный момент вообще неизвестно, удастся ли получить полную аудиостенограмму происходившего в кабине экипажа до аварии. Примечательно, что в понедельник глава Росавиации Александр Нерадько сообщал о хорошем состоянии обоих самописцев.
Выходит, теперь нам надо считать данные «Интерфакса», полученные от некого анонимного источника в Каире и касающиеся «нехарактерных для штатного полета звуков» на записи переговоров пилотов, а также свидетельства того, что «вплоть до момента аварии ситуация на борту оставалась штатной экипаж вел рабочие переговоры с диспетчерами», типичным информационным вбросом? Выходит, что и авторитетное международное издание The Wall Street Journal, сообщившее, что в ходе полета пилоты не обсуждали никакие технические неполадки, занимается дезинформацией? В редакцию американского СМИ якобы поступили предварительные данные расшифровки речевого самописца, который, как теперь выясняется, вообще может оказаться мертвым.
Ранее российские новостные агентства уже цитировали «египетские источники», которые позже сами же и опровергали. Например, поступала информация об «инородных материалах», найденных среди обломков аэробуса. Также говорилось о жалобах экипажа на серьезную неисправность как до, так и после полета. Но все это позже не подтвердилось. Широко тиражировался комментарий судмедэксперта, принимавшего участие в процедуре осмотра тел жертв катастрофы. По его мнению, большое число отдельных фрагментов тел может указывать на сильный взрыв на борту лайнера до столкновения с землей. Верить этим словам, и был ли такой эксперт в принципе, – большой вопрос. Наверняка об этом знают только непосредственные участники расследования.
Невольно приходим к выводу, что реальные данные следствия до сих пор охраняет завеса секретности. На каждую утечку тут же находится своя «антиутечка», так что разобраться в инфопотоках становится все сложнее. Исследовать самописцы начали еще в понедельник, но к утру четверга продвижение к ответу на главный вопрос – о первопричине аварии лайнера – остается на уровне начала недели.
Складывается впечатление,что заинтересованные лица ведут постоянные переговоры в кулуарах, что можно, а что нельзя давать в эфир.
И все же имеет смысл разобрать последнюю активно обсуждаемую «полуофициальную» версию крушения A321, которая вроде бы была предоставлена изданию «Аль-Масри аль-Яум» представителем генпрокуратуры Египта. По словам этого источника, технические данные, извлеченные из первого «черного ящика», свидетельствуют о внезапном мощном взрыве в одном из двигателей аэробуса, повлекшего за собой одновременный отказ всех двигателей, возгорание части фюзеляжа, разрушение частей самолета еще в воздухе и его стремительное падение. Следователи пока не готовы ответить на основной вопрос – о причине взрыва. Для этого необходимо провести экспертизы обломков самолета и останков тел погибших.
Что тут сказать? Если отказ одного из турбинных двигателей А321, действительно, привел к таким катастрофическим последствиям, то это первый, абсолютно уникальный случай, в истории самолетов данной модели. Электронная и механическая система безопасности аэробуса устроена таким образом, что любая неполадка или, тем более, отказ в работе двигателя будет немедленно зафиксирован, а его негативные последствия сведены до минимума. В работу турбин и конструкцию неоднократно вносились изменения таким образом, что даже в случае пожара и последующего взрыва в движке пилоты смогут продолжить полет на одном моторе. И даже в случае отказа обеих турбин у них остается возможность мягко спланировать на землю и совершить экстренную посадку. Типичным последствием такой неполадки является помпаж – срывной режим работы с выхлопом газов, пламени и мощными хлопками. Как это происходит у Airbus-A321 показано в видеозаписи ниже:
Также подобные проблемы самолета могут быть вызваны попаданием в турбину инородного предмета, например птицы. Но и в этом случае ничего фатального для экипажа и пассажиров не должно произойти:
Но давайте обратим внимание на следующий момент.
Обсуждая возможный взрыв двигателя, многие почему-то разом забыли о развале самолета на две крупные составляющие, причем хвостовая часть, как ранее справедливо заметил в комментарии один из читателей «Колокола России», совсем не обгорела и отделилась ровно по шву. Такое серьезное повреждение в хвосте (которое можно рассматривать как главную причину авиакатастрофы) и характер падения обломков никак нельзя связать с возможным взрывом двигателя.
Приходится бегать по кругу и заново копаться в биографии этого аэробуса.
Действительно, в 2001 году он попадал в аварию, ударялся хвостом о взлетную полосу каирского аэропорта. На фотографии самолета, сделанной в мае 2015 года, до очередной перекраски заметен дефект, которые был принят многими СМИ за трещину.
Однако инженер-диагностик авиационной техники дал следующий комментарий по этому поводу: «Коричневые разводы и полосы – это грязь из-под стыковочных швов обшивки фюзеляжа и на самих швах. Светлая «царапина» на руле направления (синий цвет) – это похоже на специальный металлизированный скотч, который используют для временного ремонта лакокрасочного покрытия и обшивки (типа медицинского пластыря). Ничего серьезного из-за этого произойти не могло. Просто самолет имеет неухоженный внешний вид».
Итак, мы на время забыли о двигателе и вернулись к хвосту, но даже в этом случае остаются все те же основные трактовки аварии – усталостное разрушение корпуса либо направленный взрыв (теракт). Руководство «Когалымавиа», естественно, утверждает, что их борт проходил все необходимые обследования и ремонт. Но даже, если они лукавят, последнее техобслуживание и система самодиагностики A321 вряд ли могла пропустить столь серьезную проблему, грозящую разгерметизацией судна в ходе полета.
«Экипажи, которые летают на самолетах гражданской авиации, никогда не будут брать на себя ответственность, которая им не нужна, – говорит штурман Сергей Кудряшов в интервью радио «Комсомольская правда». – Это первое. Второе – это уровень современного состояния техники, которую сейчас эксплуатируют в авиакомпаниях. Самолеты фирмы Airbus Industry оснащены многократным внутренним контролем всех систем. Перед каждым полетом самолет сам себя тестирует и выдает специальный листинг, то есть, печатает состояние систем и указывает, какая из них и в каком состоянии.
Кроме того, существуют еще системы дистанционного предупреждения. Самолет сам предупреждает компанию о том, что он неисправен. По линии связи телеметрическая информация посылается в саму авиакомпанию. Это независимо от технического персонала. И в соответствии с этим уже все прекрасно представляют, что самолет находится в нелетном состоянии. Если произошло внешнее разрушение конструкции на земле, имеется в виду, оторваны какие-то элементы конструкции, которые явно видны, за этим следит экипаж летный, который обходит самолет и внимательно смотрит состояние его. Кроме того, существуют наземные системы контроля. Я имею в виду человеческие – механики обходят, смотрят, заправляют. Визуальный контроль постоянно проводится на предмет целостности конструкции самолета. Неисправный самолет летать не может. В соответствии с этим нужно тоже задавать себе вопрос, у каждого летчика есть семья, есть дети, нужно зарабатывать деньги, а не быть камикадзе для того, чтобы делать нарушение за нарушением, пытаться лететь на том, что лететь не может в принципе. Я считаю, что если они полетели, значит, самолет был абсолютно исправен».
***
Своим мнением по поводу причины крушения аэробуса «Когалымавиа» с «Колоколом России» поделился бывший офицер генштаба, доктор военных наук Константин Сивков:
«Я считаю, что это однозначно был теракт – сработало взрывное устройство, из-за которого корпус самолета развалился на две части, произошла мгновенная разгерметизация салона. Исламские боевики сейчас готовят против России масштабную террористическую войну.
Но мне кажется, что при нынешнем развитии СМИ и интернета, утечки из следственной комиссии будут обязательно, и тогда официальную версию придется сделать максимально близкой к истине».
***
В ожидании вестей из Каира отметим официальную реакцию разных государств на эту трагедию. Британские авиакомпании заявили о задержке всех рейсов из Шарм-эль-Шейха из соображений безопасности. А представитель канцелярии премьер-министра Дэвида Кэмерона заявил, что причиной крушения российского аэробуса могла стать заложенная бомба. Версию о теракте ранее также высказал представитель Пентагона. Представители Египта, Франции и Германии пока не озвучивают свою позицию. Но почему-то есть ощущение, что проверка «черных ящиков» затянется на несколько недель, и еще столько же будут изучаться пробы обломков самолета и тел, погибших в катастрофе. Но это второстепенно, если общественность все-таки узнает истину.
Иван Ваганов