Альтернативная мораль молодежи: никто никому не должен
Несколько поколений наших соотечественников обожали Шурика из «Операции «Ы»», защитившего в автобусе беременную женщину, но время шуриков в России, похоже, проходит...
Активное обсуждение в социальных сетях и на популярных молодежных форумах Рунета вызвал трагический случай, произошедший в Барнауле. Там молодой человек в категоричной форме отказался уступать место в автобусе пожилой женщине, а после того как один из пассажиров сделал ему замечание, вступил с ним в перепалку. «Разборки» продолжились и на улице – когда молодой человек вышел, сделавший ему замечание попутчик последовал за ним. На остановке спор перерос в драку. Пассажир автобуса, взявшийся учить парня вежливости, несколько раз ударил его рукой по лицу. В результате зачинщик спора получил черепно-мозговую травму, от которой через некоторое время скончался. Защитник бабушки был задержан правоохранительными органами и взят под стражу судом до завершения расследования...
Поспорить с тем, что нанесение тяжких телесных повреждений, приведших к смерти, было неадекватно сложившейся ситуации, – сложно. Впрочем, молодой человек, скорее всего, был бит уже не за сам отказ уступить бабушке место, а за то, что наговорил ее защитнику по ходу спора. По большому счету, смерть парня стала результатом бытового конфликта, коих на просторах нашей необъятной Родины каждый день происходит немало. Однако произошедшее дало неожиданный социальный эффект, достойный самого пристального внимания.
После того как новость о произошедшем попала в социальные сети (в частности, в группу «Подслушано Барнаул») и на популярные инернет-агрегаторы (например, на «Яплакал»), ее обсуждение приняло неожиданный оборот. Сотни молодых людей и девушек, преимущественно возрастной категории «до 20 лет» развернули настоящую травлю как «защитника», так и самой бабушки под лозунгом «никто никому не должен». Причем общение достаточно быстро скатилось к банальным оскорблениям в адрес пожилых людей в принципе и ветеранов Великой Отечественной войны в частности. Многие из комментаторов стремились подвести под свои слова философскую базу в духе махрового либерализма, перерастающего в самый настоящий социал-дарвинизм.
Вот несколько образцов «перлов» от российской молодежи с оценками произошедшего в Барнауле (орфография сохранена):
«У вас не правильный взгляд на мир ,ведь уступать место это всего лишь норма морали и наказаний за это нету, и не кто не имел право трогать кого либо».
«Я тоже не уступил бы место,хоть бугай бы орал,хоть кто.если я уставший еду с работы,на каких основаниях я должен уступать место».
«о какой морали у тут может идти речь, если у нас только за крашенные волосы и узкие джинсы могут избить? Понятие морали у рисских в целом весьма извращенное, уверена у этого убийцы будет не мало защитников, ведь он же благое дело хотел сделать, плевать что при этом этот моралист хренов нарушил не только законы морали, но и уголовные».
«Какое-то быдло просто так избило того, кто слабее. Поводом послужило занятое место».
«нет эгоистов и наглецов хуже, чем нынешние пожилые люди. Они при советской власти привыкли ,что всё легко достаётся (...). Наша молодёжь воспитана по другому. Они не плохие (лучше, чем предыдущее поколение), но они другие. Они выросли при капитализме»
«Бараны тупые! Парень никому, ничего и нигде не был обязан! Просто так забили человека и в начале комментов пишут, что поддерживают убийцу, вы уже в край потерянные, просто нация имбицилов! Желаю всем тем, кто поддержал убийцу оказаться на месте родственников потерпевшего».
«Что он кому вообще должен, убили парня просто так, а моралфаги и рады покудахтать что все нормально и правильно сделал, а вы задумайтесь не уступил место и умер, завтра какой-нибудь старой бабке не понравится что ты чихнул и получишь нож в глотку, страна, которая итак на дне, копает дно и зарывается дальше, это фейл товарищи».
«У этого стада нет никакой морали,а только быдляцкое убеждение,что им все должны,старухе наглой должны.Мораль как раз в другом заключается, и она бы не привела к убийству».
«Человек, оплативший место, имеет полное право сидеть на нем. А возраст? То, что ты прожил дольше, не всегда значит, что ты заслужил уважения».
«Те кто защищал погибли или сразу или потом от ранений и контузий умерли. А те кто ходит, видимо, хреново защищал. Не страну, а свою шкуру защищал от пуль».
Комментарии, обосновывающие принципиальный отказ уступать место пожилым людям перемежевывались с жесткой критикой действующей власти и обещанием в ближайшее время «призвать к ответу всех ватников».
Оценка произошедшего в Барнауле со стороны людей старше 25 лет отличалась просто разительно. Конечно, мужчину, оказавшегося на скамье подсудимых, практически никто не оправдывал, однако позиция жертвы вызывала у старшей аудитории, в отличие от подростков, мало сочувствия.
Обсуждение барнаульского происшествия стало явным маркером зарождения среди российской молодежи «альтернативной» морали, прямо противоречащей как русским национальным традициям, так и морали советской. Квинтэссенция «новой морали»: «Никто никому ничего не должен».
В этом месте новое поколение «сверхчеловеков», правда, немного кривит душой. Государство, естественно, обязано обеспечить их права, свободы, безопасность, создать рабочие места и отремонтировать дороги. А вот у самих современных и прогрессивных не должно существовать никаких правил и обязанностей. Максимум с чем они согласны мириться – это то, что записано в уголовном и административном кодексах. Их ценности и взгляды на мир уже отражены в специфическом сленге. Девушки для них – «шкуры», мамы – «овуляшки» или «яжемать», ветераны – «дидывоевали», любой поборник традиций или гражданин с патриотическими убеждениями – «ватник» и «закомплексованное быдло».
Значительная часть подобной молодежи – уверенные сторонники идеологии «чайлдфри», не собирающиеся никогда заводить детей. Подчеркнуто лояльное отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации среди них – признак хорошего тона.
Подобные взгляды уже получили среди молодежи и подростков на постсоветском пространстве широчайшее распространение. Например, в местных «вконтаковых» сообществах Севастополя в последние несколько дней развернулось настоящее идеологическое сражение по казалось бы пустяковому поводу – из-за обсуждения нескольких случаев, когда молодые люди не уступали место в общественным транспорте беременным женщинам. К счастью, в Севастополе никто никого не убивал. Однако буквально за пару суток обсуждение проблемы собрало несколько тысяч комментариев, что для города-полумиллионника совсем немало.
Местная прогрессивная молодежь, опять-таки в возрасте до 20-22 лет, выстроилась единым идеологическим фронтом и с пеной у рта доказывает, что уступать места в общественном транспорте беременным не нужно. Кстати, в тех же обсуждениях разговор, как и при обсуждении «барнаульского эпизода», плавно перешел на ветеранов и итоги Великой Отечественной войны. Воинов Красной Армии молодые «свободомыслящие» люди называли «пушечным мясом» и заявляли, что при нацистах они тоже отлично жили бы...
Что характерно, люди, детство и юность которых пришлись на годы «позднего Союза» или даже на «лихие 90-е», в своей массе выступают поборниками традиционных ценностей (по крайней мере, на словах). Борцы же с «предрассудками» – это как раз «дети 2000-х», когда в России произошел формальный отказ от идеологии оголтелого либерализма.
***
Почему же так получилось? Скорее всего, речь идет о целом комплексе сложнейших проблем, с которыми еще долго придется разбираться социологам. Но кое-что лежит прямо на поверхности.
Во-первых, на протяжении последние нескольких лет в интернете была развернута массированная атака на любые традиционные ценности. И в первую очередь – на защиту материнства и на память о Великой Отечественной войне.
В двух интернет-сообществах «Яжемать!» состоит на сегодняшний день, соответственно, более миллиона и около 400 тысяч человек (преимущественно подростков и молодых людей «студенческого возраста»). Речь идет примерно о каждом десятом россиянине от 14 до 22 лет от роду. Содержание сообществ – черный низкопробный юмор и выдуманные истории, в которых молодые мамы и беременные представлены аморальными монстрами или низкоинтеллектуальными существами. Каждый пост в подобных сообществах набирает в среднем десятки тысяч «лайков». Помимо групп в социальных сетях пропагандой под тегом «Яжемать» занимаются интернет-агрегаторы вроде Pikabu. Администраторы подобных сообществ не скрывают, что используют их для размещения рекламы и зарабатывают на этом неплохие деньги. Однако способность группки подростков годами самостоятельно проводить столь эффективные «психологические операции» в масштабах всего Рунета только ради продажи места под рекламные посты и баннеры, вызывает серьезные сомнения. С тем, кто именно стоит за их раскруткой, по хорошему счету, должны были бы разбираться специальные службы...
Во-вторых, на руку организаторам кампании по привитию «альтернативных ценностей» играют огрехи современного образования и отсутствие в российской обществе какой-либо стройной государственной идеологии, пресловутых «скреп». Многое держится на памяти о Великой Отечественной войне, но этого становится уже недостаточно. Рассказы ветеранов по сей день оказывают сильное моральное влияние на их детей и внуков, но для правнуков, многие из которых уже элементарно не застали своих прадедов в живых, Великая Отечественная война зачастую превращается в «пустой звук». Если даже в городе-герое Севастополе, защищавшемся в 1942 году от нацистов до последней капли крови, подростки открыто заговорили о том, что при гитлеровцах «мы бы пили хорошее баварское» и смеются над идеалами служения обществу, значит, что-то где-то пошло не так.
***
Что делать?
Если глобально, то для начала заставить работать образование. Объяснить детям, почему «хорошего баварского пива» при Гитлере не было бы, зачем обществу нужно защищать материнство и детство, растолковать, в чем ценность самопожертвования. До сердца детей нужно достучаться. И заучивания дат для сдачи ЕГЭ в этом деле определенно недостаточно.
Затем – убрать из информационного поля ложь и откровенную пошлятину. Когда сегодня – на улице идет парад Победы, вечером весь город обклеен объявлениями о «праздничном» стриптизе в ночном клубе, а на следующий день по телевизору идет полупорнографический «новодел» о войне, у детей, даже не вникающих в детали происходящего, возникает ощущение того, что им где-то врут. И этот червячок сомнения способен превратиться в душе взрослеющего человека в настоящего монстра...
Это примерно то же самое, когда в условиях формального запрета ЛГБТ-пропаганды детям по ТВ идут фильмы, в которых явные представители секс-меньшинств представлены позитивными героями. Казалось бы, никто с лозунгами не ходит, но какая пропаганда на самом деле эффективнее – это еще большой вопрос.
Сегодня у нас на глазах происходит нечто страшное. Кому-то могущественному и «невидимому» удается перевести в активную фазу то, что не удалось ни Троцкому в 1920-е, ни «младореформаторам» в 1990-е – разрушение в России традиционного общества. Подростки смеющиеся над «яжемать» и «дидывоевали» и принципиально не желающие уступать места в общественном транспорте старикам и беременным, – это предвестники превращения нашего общества из живого организма, в скопище индивидов, связанных между собой исключительно плохо работающими механистическими связями. Просуществовать долго в таком состоянии социум не сможет – его просто снесут более приспособленные к жизни соседи, которые чтят своих стариков и рожают детей.
Пока морально покалеченные подростки составляют в обществе абсолютное меньшинство, процесс еще можно остановить. Но если ничего не менять, то уже через десять-пятнадцать лет он станет лавинообразным и необратимым.
А чтобы не ждать пассивно, пока ради спасения общества развернется весь наш неповоротливый бюрократический аппарат, пока начать можно с малого – позвать своего ребенка и рассказать ему, как воевал прадедушка и как полуголодная бабушка, будучи худеньким подростком, работала в поле, чтобы ее внуки были счастливы и ни в чем не нуждались...
Святослав Князев