Дискриминация ветеранов по национальному признаку или дань Израилю?
Президент России Владимир Путин подписал указ «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, проживающих в Государстве Израиль». Согласно документу, как сообщает ТАСС, «с 1 января 2018 года устанавливается пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 тыс. рублей гражданам Израиля, ранее состоявшим в гражданстве СССР и являющимся инвалидами и участниками ВОВ, бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей».
Пособие в размере 500 рублей в месяц полагается, в частности, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», вдовам и вдовцам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, ВОВ, войны с Японией и бывшим совершеннолетним узникам концлагерей.
Данное распоряжение российского лидера вызывает, мягко говоря, недоумение и целый ряд вопросов. Прежде всего, непонятно, почему эта мера распространяется исключительно на жителей еврейского государства, а, скажем не на всех ветеранов Красной Армии и участников антифашистского сопротивления, живущих за пределами России. Неужели их вклад в победу над нацизмом менее ценен, чем тот, что сделали будущие граждане Израиля?
Между прочим, напомним, что Израиль позиционирует себя, как защитник и выразитель интересов еврейства во всем мире. А раз так, то было бы логичным, если бы наоборот, еврейское государство выплачивало пожизненную субсидию всем (а не только евреям) бойцам Красной Армии, которые проливали кровь и шли на смерть, спасая еврейский народ от физического уничтожения.
Но, как мы видим, происходит нечто другое. Напомним, ФРГ в свое время установила компенсации для пострадавших от фашизма евреев, которые не распространялись на узников концлагерей, блокадников, и угнанных на принудительные работы людей других национальностей. Но это немцы, которые, даже несмотря на денацификацию, продолжают руководствоваться расовым принципом (пусть и с прямо противоположным знаком теперь) даже в выплате пособий жертвам национал-социализма. Непонятно, зачем этим же путем следует руководство нашей страны?
Удивительным образом, практически одномоментно с подписанием этого указа президент России устроил разнос главе Свердловской области за сокращение количества бесплатных медицинских услуг. Как сообщает Интерфакс, Владимир Путин поручил врио губернатора Свердловской области Евгению Куйвашеву разобраться с сокращением бесплатных услуг в медицинских учреждениях региона, передав ему обращения и жалобы людей, поступившие в ходе «прямой линии».
«Нерегулярное получение льготных лекарств. Муниципальные единицы переводятся в платные учреждения. Но так мы не договаривались никогда. Что это такое?» - озвучил Путин одно из обращений.
«Вы не должны снижать объём предоставления бесплатных услуг. А в-третьих, уж совсем - муниципальные медицинские учреждения, это же муниципальная собственность, скорее всего, переводить в частные. Практически это скрытая приватизация, если там открывают платные клиники», - отметил президент.
«Так плохо как сейчас не было никогда», - прочитал глава государства одно из поступивших обращений, отметив при этом, что в целом по стране отмечаются успехи в развитии здравоохранения, о чем свидетельствует увеличение продолжительности жизни россиян и другие показатели.
Однако тут президент явно слукавил, и имеющее место в Свердловской области тенденция в той или иной степени характерна для большинства российских регионов. Поскольку является результатом курса правительства страны на сворачивание и сокращение ряда социальных программ. Напомним, что реализация некоторых из них оставлена на усмотрение субъектов Федерации (как в ситуации со Свердловской областью), а сама медицина уже давно переведена в разряд «услуг населению».
Возвращаясь к указу президента, зададим еще один вопрос: насколько нравственна и допустима такая трогательная забота об израильских гражданах в то самое время, когда в России сворачиваются и сокращаются социальные программы?
Конечно, израильские ветераны - это уважаемые и заслуженные люди, внесшие свою лепту в дело борьбы с нацизмом. Но эти люди сделали свой выбор, они избрали себе новую родину. Переезд евреев в Израиль называется репатриацией, то есть возвращением на родину. Что как бы автоматиче6ски переводит страну, которую они покинули, в разряд «чужбины». Едва ли после этого есть основания говорить о каких-то обязательствах с ее стороны, которые должны пожизненно сопровождать людей, ею пренебрегших.
Надо отметить и то, что их новой родиной стало то государство, которое с первых дней своего существования было глубоко враждебно СССР и вело против него тайную войну. Теперь эта враждебность в полной мере перенесена на Россию. Напомним, что израильские инструкторы готовят нацистские карбаты на Украине и террористов в Сирии, что израильтяне обучали и вооружали грузинских агрессоров, напавших на российских миротворцев и граждан России в Южной Осетии. Что сам план нападения и вытеснения населения республики, названный «Чистое поле», был разработан при участии и под руководством израильских офицеров. И очевидно, что добровольная лояльность к государству как бы предполагает разделение ответственности за его действия. Тем более, что кое-кто из репатриантов, участвовавших в Великой Отечественной войне, успел повоевать и на новой родине – с советскими союзниками.
«Ветераны буквально восприняли сионистскую риторику «возвращения в Сион». Они ощущают глубинную связь со всем еврейским народом и своей деятельностью стремятся добиться признания своего вклада в общееврейское дело. Ветераны хотят видеть свой вклад в победу важным, а то и решающим, в деле образования Еврейского государства», - пишет израильский публицист Михаэль Дорфман.
Конечно, репатриация ветеранов-евреев это их право, за реализацию которого их вряд ли кто может судить. Но оно как бы предполагает, что и оставленная ими родина снимает с себя ответственность за их дальнейшую судьбу. Между прочим, участники Второй мировой войны получают в Израиле неплохую пенсию от министерства обороны.
И, наконец, выплаты израильским гражданам, в контексте вышеизложенного здорово напоминают дань, которую славянские племена некогда платили хазарскому каганату, а затем русские князья – орде. И в этом свете имеют ко всему прочему, и некий символический смысл. Как та дань, которую взимал царь Соломон с покоренных народов в 666 талантов золота (2-я книга Паралипоменон.9:13).
Борис Джерелиевский