Фильм «Заложники» как идеологическая диверсия
Резо Гигинеишвили занялся художественным переписыванием истории в духе Алексея Учителя.
Пока по всей стране не утихают страсти в связи с грядущей премьерой картины Алексея Учителя «Матильда» по России полным ходом идет показ далеко не самой, мягко говоря, патриотической ленты (хотя, может для грузин – все иначе?) Резо Гигинеишвили «Заложники», в которой снялась супруга режиссера Надя Михалкова. Реальные события 1983 года, когда банда мажоров-отморозков, мечтавшая покинуть СССР, захватила ТУ-134 в Тбилиси, при этом убивая и жестоко издеваясь над пассажирами и экипажем, приобрела у Гигинеишвили чуть ли не романтический флер.
Избежавшая смертной казни террористка-«невольница» (которой приятели якобы не сказали о планируемом захвате), выйдя на свободу, приходит в дом своего расстрелянного жениха-террориста и говорит его матери: «Мы все время слышали, в какой несчастной стране вы живете, как вы хотите уехать».
Последний титр фильма о «лиричных, интеллигентных и тонко чувствующих» преступниках гласит: «20 мая 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон, отменяющий запрет на выезд за границу». Вроде как ребятки богатых родителей, которые в 80-х могли преспокойно бежать из страны и в качестве туристов, и не были настолько не правы, и даже боролись за справедливость. А их еще и приговорили к высшей мере эти «клятые совки»…
Примечательно, что позже в Грузии эта история стала антисоветской легендой: в 90-х годах мемориал погибшим летчикам в авиагородке Тбилиси был осквернен, а террористка Тинатин Петвиашвили была досрочно выпущена Звиадом Гамсахурдией на свободу (по некоторым сведениям, сейчас она счастливо живет на Кипре).
Между тем, если уж Гигинеишвили действительно хотел показать хоть какое-то подобие реальных событий, материала у него была масса. Вот как описывает захват пассажирского лайнера блогер из Екатеринбурга Сергей Колясников (zergulio):
«Терроризм объективно очень хреновое в моральном смысле преступление, но конкретно мальчики-мажоры, захватившие тбилисский лайнер, даже на общем террористическом фоне были невероятные скоты. Двух пассажиров и двух членов экипажа они застрелили сразу же, те не то что не сопротивлялись, "Мама" сказать не успели.
Когда они поняли, что дело идет как-то не по плану, и летчики заперлись в кабине, они начали просто со злости избивать стюардесс руками и рукоятками пистолетов, причем жесточайше. Валентину Крутикову в итоге после истязаний застрелили, Ирина Химич выжила потому что когда ей окончательно разбили голову, она прыгнула на бетонку. Осталась инвалидом на всю жизнь (повредила позвоночник). Потом эти уроды пассажиров даже в туалет не отпускали, когда альфовцы зашли на борт и повязали бандитов, самолет смердел, как бочка золотаря.
Главное, все это вообще не было нужно: террористы были детьми местной номенклатуры, выездные, они могли убежать из СССР просто и банально в качестве туристов. Но им требовались именно шум и драма, чтобы сойти за политических беглецов. То есть, это человекоубийство, захват заложников, пытки бортпроводниц – это все затевалось только ради того, чтобы покинуть СССР с шумом и громом. Свой расстрел эта сволочь заслужила с запасом».
***
Схожее мнение выразил экс-командир группы «А» КГБ СССР Михаил Головатов, руководивший операцией по освобождению заложников и захвату террористов в ноябре 1983 года, в интервью «Комсомольской правде». По его мнению, грузинский режиссер снял фильм, оправдывающий террористов. С учетом массового показа российскому зрителю, а также прогона на различных европейских фестивалях, все это тянет ни много ни мало на идеологическую диверсию.
«В фильме наглядно оправдываются захватившие самолет и обвиняется Советский Союз как государство, которое держало людей в заложниках. Деталей много, я начну с главного: захваченные самолеты не выпускали за границу совсем не потому, что СССР – тюрьма народов. Просто в советское время не каждый экипаж мог войти в связь со службами аэропорта иностранного государства – многие наши пилоты не говорили по-английски», – отметил Головатов.
В фильме стюардесса Химич, которую играет Михалкова, сама выпрыгивает из самолета и остается невредимой! Тот факт, что она выбросилась из самолета с пробитой головой и не без помощи террористов, режиссер и сценарист решили опустить. Впрочем, как и многие другие факты…
«Это называется предвзятое освещение событий. Когда самолет приземлился, и люк открылся, террористы еще на пробежке выкинули на взлетно-посадочную полосу стюардессу Ирину Химич. Она навсегда осталась инвалидом.
Давайте еще о мифах. В картине армейское подразделение зачем-то открывает огонь по садящемуся самолету – это не соответствует действительности. Неправда, что с террористами не вели переговоров: во время одной такой беседы наш сотрудник принял «невесту» Тинатин за заложницу и попытался выдернуть ее из люка! Она в ответ ударила его в пах... В фильме показано, что спецслужбы из самодурства не дают родителям поговорить с детьми: на самом деле это дети отказались встречаться с родными.
…В общем, черное заменено на белое и белое на черное. В периодической печати есть данные, что тот самый «жених», снимавшийся в кино до участия в теракте, был поклонником нацизма, изрисовал комнату свастиками и носил на шее крест капеллана гитлеровской армии, а другой угонщик (Григорий Табидзе) был конченым наркоманом. Угадайте: есть это в фильме?
... Штурм начался в 6.02 и закончился в 6.05. В фильме показано, как наша группа бежит по полю со стремянками, это неверно: мы с 4.00 лежали рядом с самолетом и слушали, что внутри. Ребенок орал. Террористы были вне себя, угрожали его убить. Мы вошли: на борту кровь, нечистоты, трупы. Вывели террористов, потом первым вынесли ребенка (этого эпизода нет в фильме).
В фильме показано, что мы ведем задержанных коридором позора, их бьют - это неправда, на летном поле их тут же сажали в машины и отправляли в СИЗО. Мы спасли им жизнь: после штурма толпа грузин в пять тысяч человек, за сутки собравшаяся возле аэропорта, смяла кордон армейцев, смяла милицейское оцепление, и ее остановили только наши бойцы - выстрелами из боевого оружия в воздух (готовой устроить самосуд толпы грузин, разумеется, тоже нет в фильме Гигинеишвили)», - рассказывает офицер КГБ, руководивший операцией.
Более того, режиссер вообще попытался придать этому теракту налет случайности и «вынужденности». Его герои трижды произносят, что не собирались захватывать самолет с людьми: якобы два рейса соединили случайно, а они хотели быть на борту одни.
Однако, как утверждает Головатов, и это не соответствует действительности. На рейс Тбилиси – Батуми, которым хотели воспользоваться террористы, билеты тоже были раскуплены. Когда его соединили с рейсом Тбилиси – Киев – Ленинград, заложников просто стало больше. Но пассажиры все равно были бы.
***
Словом, Гигинеишвили сотворил очередной антисоветский пасквиль про «идейных» борцов с режимом (коими, собственно, и мнили себя дети художников, режиссеров, врачей и примкнувший к ним наркоман), убивших в результате неудачного захвата самолета пять человек. Для грузинских националистов наркоман Табидзе и его соратники, разумеется, настоящие герои.
Но на самом деле настоящим героем в этой истории оказался штурман Гасоян, открывший по преступникам огонь из табельного оружия, КВС Гардапхадзе, а также второй пилот Габараев, начавший делать опасные маневры, чтобы сбить с ног террористов, и стюардесса Крутикова, помогавшая пилотам закрыть бронированную дверь в кабину (позже она была убита). Но показывать бесстрашными героями советский экипаж – это же недопустимо для свободной Грузии и демократического Запада, интересы которого, по всей видимости, и обслуживали создатели картины.
Самое неприятное, что фильм «Заложники» является российско-грузинским - то есть и наша страна, и лично дочка Никиты Сергеевича Михалкова вольно или невольно приложили руку к этому перевиранию реальных событий. И сейчас эта картина в плановом порядке демонстрируется российской молодежи, которая глядя на таких вот «героев»-антисоветчиков из интеллигенции с радостью соберется на очередной «навальнинг»...
Подготовил Иван Никитин