Грабь награбленное: как РАО заработало миллионы на чужих авторских правах
Гендиректор Российского авторского общества обвинён в «отмывании» 500 млн рублей
Заставить музыкантов платить за собственные песни, а бизнесменов за стихи давно умерших поэтов? Взять под «крышу» филармонии? Думаете, это всё «подвиги» каких-то «братков» из 90-х? Нет, это обычная работа Российского авторского общества (РАО) – государственной монополии созданной для коллективного управления авторскими правами.
В конце минувшего месяца СМИ сообщили о задержании Сергея Федотова – гендиректора РАО. Управление экономической безопасности и противодействия коррупции подозревает его в мошенничестве, причём совершённом в особо крупном размере. По версии следствия, Федотов применил мошенническую схему незаконного отчуждения в собственность неких третьих лиц имущества, принадлежащего РАО. В результате организация понесла ущерб более чем на 500 млн рублей.
Собственно, в том, что Федотов может быть пройдохой, нет ничего удивительного. Об этом было давно известно многим. Следственный комитет интересовался этим чиновником ещё год назад, а журналисты с федеральных каналов, которым поставили тогда задачу «обелить» главу РАО и заверить общественность в том, что подозревают его совершенно напрасно, неожиданно отказались пускать в эфир своё «расследование». Видимо профессиональная этика и чувство собственного достоинства оказались сильнее желания заработать, а реальные финансовые «подвиги» Федотова затмили в их глазах предложенные им гонорары.
Посудите сами: за годы во главе организации, к слову некоммерческой, Федотов разбрасывался деньгами, как миллионер средней руки. Так, глава РАО приобрёл себе квартиру в центре Лондона, стоимостью 5,7 млн фунтов стерлингов, квартиру в Москве возле Патриарших за 200 млн рублей, пару автомобилей класса люкс, в частности, BMW 750 LI за 75 тысяч долларов и даже небольшой средневековый замок в Шотландии. И это только те покупки, о которых удалось узнать журналистам. Впрочем, даже по отдельности ни одна из них явно не вписывается в заявленные доходы Федотова, которые в совокупности с доходами его супруги оцениваются не более чем в 600 тысяч рублей.
И вот, наконец, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России в содействии с ФСБ находит достаточное количество доказательств мошеннической деятельности главы РАО и 28 июня его арестовывают. Однако, боюсь, на этом всё и закончится – Федотов получит срок, а его место займёт другой, более осторожный проходимец. И никто не задастся вопросом – а откуда у РАО взялись деньги, которые «оприходывал» гендиректор, да ещё и в таких масштабах? А деньги эти, оказывается, зарабатывали для Российского авторского общества все, кто обладает авторскими правами – композиторы и музыканты, писатели и поэты, драматурги и режиссёры. Причём некоторые из них – ещё двести лет назад, когда прапрадеды Сергея Федотова даже и не подозревали об этом.
***
«Колокол России» вспоминает наиболее нашумевшие скандалы вокруг деятельности РАО.
В 2008 году Российской авторское общество подало иск против московского издательства «ОГИ». Поводом стало одно стихотворение поэта Александра Галича, размещённого на образовательном сайте «Рутения», созданного совместно кафедрой русской литературы Тартуского университета и издательства «ОГИ». Тогда РАО посчитало, что раз Галич умер ещё в 1977 году, то за использование его творчества платить следует Российскому авторскому обществу, причём, ни много ни мало, а 5 миллионов рублей.
В июле 2009 года РАО выдвинуло претензии к российской футбольной премьер-лиге (РФПЛ) по факту использования перед матчами отечественного чемпионата «Футбольного марша», написанного советским композитором Матвеем Блантером. Тот факт, что Блантер умер ещё в 1990-м году, а в договоре РАО с его наследниками эта композиция не указана, не смутил «некоммерческую организацию». Однако российский футбольный бизнес оказался тогда не зубам РАО, и при массовой общественной поддержке и широкой огласке в СМИ РФПЛ выиграла это дело.
Спустя ещё год «некоммерческая организация» и вовсе покусилась на ветеранов, подав в суд на организаторов одного бесплатного концерта в Самаре. В ходе мероприятия хор ветеранов исполнил несколько авторских песен, за которые, по мнению РАО, они были должны заплатить организации.
Тогда же был подан иск против кинотеатра в Каменске-Уральском, в котором в то время шла премьера фильмов «Аватар», «Шерлок Холмс», «Книга Илая » и «Чёрная молния». РАО возмутил тот факт, что кинотеатр в обход «некоммерческой организации» заключил договоры непосредственно с обладателями авторских прав на фильмы – ООО «Юниверсал Пикчерз Интернэшнл» и ООО «Кинокомпания «Каро Премьер». За этот «проступок» суд даже наложил арест на оборудование кинотеатра и обязал выплатить небольшой штраф, однако вскоре, не без поддержки СМИ, действия РАО были признаны незаконными и решение предыдущего суда отменили.
И, наконец, кульминацией «некоммерческой» работы РАО стали иски против Московской, Свердловской и Нижне-Тагильской филармоний, поданных организацией в конце 2011-го года. Российское авторское общество фактически потребовало от музыкантов выплат за каждое воспроизведение творений классических композиторов, умерших несколько веков назад.
Вот такая вот она – «некоммерческая организация» – возглавляемая Сергеем Федотовым. Делает деньги из воздуха, зарабатывая за счёт чужого труда, да ещё и такие суммы, которые ни одному из реальных обладателей авторских прав – кормильцев РАО и не снились. Всё в лучших традициях самого гнилого капитализма. Так что, извините покорно, но гендиректор «некоммерческой организации» захапал уже захапанное, причём захапанное под его же руководством. Жаль, что в этой цепочке ответственность понесёт только самый крайний, а вся система продолжит работать и дальше, лишь сменив очередного «пахана».
Иван Чимбулатов