Культуру губят сериалы
Президент России невысоко оценивает качество российских сериалов, в чём он публично признался в ходе форума Общероссийского народного фронта. Труженики кинематографа с президентом большей частью согласны, однако найти консенсус в вопросе причинно-следственной связи у них, ну никак не выходит. Мнения служителей Мельпомены полярно разделись.
По мнению Владимира Путина, единственное, чем отличаются российские сериалы от латиноамериканских – это тем, что «там у них всегда какая-то страшная, сумасшедшая любовь, а у нас одни детективы». При этом в России когда-то умели снимать хорошие фильмы в этом жанре, недвусмысленно намекнул президент. В качестве примера, Путин привёл картину Говорухина «Место встречи изменить нельзя» – именно на него необходимо равняться современным доморощенным сериальщикам, считает российский лидер.
И правда, с президентом не поспоришь. Художественно-развлекательная программа российского телевидения, в основе которой лежат фильмы, в первую очередь многосерийные, сегодня переживает явно не «золотой век» русского кинематографа. В последние годы всё больше людей ограничивают своё общение с «зомбоящиком» выпусками вечерних новостей или общественно-политическими программами. Среди молодёжи и среднего поколения сложилась целая категория тех, кто не смотрит ТВ вообще. Почему? Да потому что снимают не для них.
«Нам не хватает разнообразия и нацеленности на широкую аудиторию. То, что делается сегодня – предназначено для детей, либо для людей пенсионного и предпенсионного возраста, а вот интересы середины почему-то не учитываются», – объяснила «Колоколу России» Тамара Бочарова, режиссёр документальных фильмов для «Первого канала», «России» и телеканала «Культура».
Продолжая мысль Бочаровой, напомним, что наиболее социально активными и значимыми для государства являются люди именно среднего возраста. На их талантах, труде и взглядах зиждется всё общество. Отсутствие интереса среди этой категории людей к плодам творчества российских кинематографистов, может означать только две вещи – демонстрируемые в промышленных масштабах по ящику детективы и прочие мыльные оперы – далеки от реальности и тех проблем, которые волнуют людей. Творчество, как отражение жизни, явно уходит в них на второй план. Это первое.
Второе – идеологические противоречия между сюжетом многосерийных кинолент и общественным мнением. Люди ненавидят коррупцию – а им показывают лысого мента, который берёт взятки направо и налево, оставаясь при этом «неплохим человеком»… Кто же вам помогает «вдохновиться» на такое, господа сценаристы? Уж не бывший ли министр обороны и иже с ним? И не благодаря деньгам, принадлежащим ранее военному ведомству, «снисходит» на вас это «вдохновение»? Глеб Жеглов и Володя Шарапов брали взятки? Не позорьте жанр, товарищи – прав Владимир Владимирович.
Патриоты, которых в последний год развелось не мало, в особенности среди тех самых людей среднего возраста, которые волнуются за мятежные республики Новоросии, где прямо сейчас убивают русских, переживают за Крым, экономику, санкции и рубль. Ведь всё это прямо сказывается на их жизни, финансовом благополучии и будущем. А включив телевизор, они вынуждены проникаться проблемами личных отношений некрасивой бизнес-леди с мужчинами. Почему? Ладно, такой сюжет по старинке понравится пенсионеркам и женщинам предпенсионного возраста – их интересы такие сериалы реализуют вполне. Но почему не реализуются интересы основной категории граждан, несущих на своих плечах всё бремя социальной системы?
Низкопробное и одноразовое качество массовых сериалов навевает мысли о том, что людей целенаправленно и неприкрыто отвлекают. Отвлекают от экономики, коррупции, социальных прав и гражданских свобод. Ведь отвлечённый народ проще контролировать. Жители «незалежной» 23 года смотрели дешёвые сериалы и выпуски новостей от профнепригодных журналистов, а потом начали поджигать собственных милиционеров и бомбить собственные города. То ли пересмотрели, то ли, наоборот, недосмотрели – поди их разбери.
***
Однако вернёмся к теме. Идеологические противоречия и отдалённость «от жизни» как раз являются показателями низкого качества для творчества, рассчитанного на массового потребителя. Ведь продюсеры, режиссёры и сценаристы должны прекрасно представлять себе свою аудиторию. Неужели в России не так?
«Не так, – считает актриса Лилия Журавлёва. – В наших сериалах роли не прорабатываются должным образом. Режиссёр работает в режиме «цейтнота» – на него постоянно давит продюсерский цех, который боится переплатить за лишние сутки съёмок. Бюджет маленький. Запад давно вышел на новый уровень – уровень «brake in bad, the truth detective» (тормоза в плохом, правда, детективе, – прим. КР), иными словами «каждая серия – высококачественное кино», у нас этого нет. Продюсер мыслит узко и боится потерять деньги, если возьмёт в качестве сюжета не очередную «стрелялку» или историю бедняжки, которую все унижают. В результате всё творчество режиссёра, творчество сценариста напрочь лишено азарта. А без азарта высокое искусство невозможно».
С Лилией Журавлёвой солидарна и Александра Ходонова, российский сценарист и режиссёр. «Наши сериалы по сравнению с западными неконкурентноспособны. Посмотрите ту же «Игру престолов» – каждая серия, по качеству, как полнометражный художественный фильм. У нас же нет ни бюджета, ни опыта, чтобы снимать на таком уровне. Будущее сериалов, как и раньше, зависит от наших продюсеров – насколько они готовы будут рисковать и вкладывать в проект большие, чем привыкли, средства», – рассказала корреспонденту «КР» Ходонова.
Актёр Александр Шаляпин («Бумер: фильм второй», «Универ», «Мужские каникулы», «Роман с кокаином» и др.) считает, что всё дело не в качестве, а в количестве: «Чем больше будет сериалов – тем лучше. Со временем низкое качество будет отсекаться, а высокое преобладать. Это закон рынка: чем больше конкуренция – тем выше качество».
***
Однако есть версия, что в российской киноиндустрии царит ровным счётом то же самое, что и в остальных сферах российской действительности – в вооружённых силах, в МВД, в образовании. Речь идёт о безалаберности, халатности, некомпетентности и, конечно, коррупции.
Именно коррупция является основным тормозом для качества российских сериалов, заявила российская актриса театра, кино и телевидения на правах анонимности. «До тех пор пока у нас в кинобизнесе будет существовать коррупция, мы никуда не выплывем. Я согласна с Владимиром Владимировичем. Дело в том, что сериалы окупаются ещё задолго до окончания съёмок! Продюсеры зарабатывают главным образом на откатах. А это особенно вредит качеству, ведь у продюсера просто нет необходимости делать хороший продукт. Сценарии при этом пишутся прямо во время съёмок и корректируются по ходу под «дочку продюсера», его «любовницу» и других девочек и мальчиков, к которым он неравнодушен. Из-за таких вот «семейных» съёмок очень часто видишь на экране банальный непрофессионализм. Аналогичная ситуация и в режиссуре и в сценарном цеху.
Кстати, открою вам маленькую тайну – попасть на любую роль без блата тоже можно. Легко. У нас есть ценник ролей. Хочешь главную? Пожалуйста! Только заплати. Не хватает денег? Есть роли поскромнее… Связи и деньги в этом бизнесе решают всё. Я знаю множество талантливых сценаристов и режиссёров, которые спились или ушли в смежные профессии только из-за того, что у них нет папы Михалкова, дяди Бондарчука или друга семьи Боярского», – поделилась с корреспондентом КР актриса.
Вот вам и ответ Владимир Владимирович – не мы такие, жизнь такая…или быть может всё же система? Олигархи, коррупция, Сердюков, Васильева, «зомбоящик» и льющиеся из него помои для бедных пенсионерок, ценник ролей, откаты для продюсеров и «дочка Михалкова» – не звенья ли одной цепи? Хотите видеть на экранах новые «Место встречи изменить нельзя», «Кавказскую пленницу» и «Москва слезам не верит»? Вспомните когда и в какой стране они снимались. Быть может, пришла пора, наконец, заимствовать всё лучшее из той эпохи? И не только в сфере кинематографа…
Иван Чимбулатов