Украина намерена «подпилить крылья» российским «Русланам»
ГП «Антонова» хочет запретить международные полеты российским Ан.
Украина намерена добиться запрета на международные полеты самолетов Ан, которые используются в России. Как заявил президент госпредприятия «Антонов» Александр Коцюба, такие ограничения будут использованы, если российская сторона откажется от украинского сервисного обслуживания этих самолетов. «Они могут у себя внутри страны корректировать эти правила, законы, как угодно. Другой вопрос, что мы как разработчик имеем право поставить запрет на полеты их самолетов вне России», – заявил Коцюба.
Суть конфликта заключается в авторском сопровождении, которые подразумевают различного рода бюллетени о проведении обязательных доработок, проверок и других технических вопросов. Претензии украинской стороны заключаются в том, что если российские эксплуатанты не будут выполнять эти требования, то сторона разработчик намерена требовать от РФ запрета эксплуатации самолетов марки Ан на международных авиалиниях.
Опрошенные эксперты изданием «Колокол России» подтвердили, что Украина в международных судах вправе требовать запретить использовать эти воздушные суда, если РФ не будет подчиняться требованиям украинских разработчиков. При этом запрет может касаться не только полетов в те или иные государства, но и использование воздушного пространства третьих стран.
Однако, несмотря на такие запреты, по словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в мире существуют многочисленные примеры, когда воздушные суда лишенные авторского надзора у разработчика, но принятые под авторское сопровождение другой компанией, имеющей соответствующие сертификаты у международного сообщества, получают разрешение на эксплуатацию таких самолетов. То есть, если право на осуществление авторского надзора переданы сертифицированной организации, которую признают международные авиационные власти, тогда все ограничения автоматически отпадают. Поэтому, по мнению собеседника издания «Колокол России», ситуацию с российскими Ан авиационные власти отдельно взятых стран будут решать в индивидуальном порядке.
«Прежде всего, речь идет о самолетах марки Ан-124 (Руслан), которые эксплуатирует авиакомпания «Волга-Днепр», при этом ее представители неоднократно заявляли, что украинская сторона уклоняется от выполнения своих обязательств по предоставлению услуг по продлению технического ресурса и поддержанию летной годности бортов. В связи с этим, российская сторона из-за невыполнения Украиной ранее взятых на себя обязательств, потребовала передать эти функции уже российскому разработчику», - пояснил Олег Пантелеев.
Ранее сообщалось, что техническим сопровождением транспортного самолета Ан-124 «Руслан» может заняться Авиационный комплекс имени Ильюшина. Если техническое сопровождение Ан-124 не передадут российским структурам, то дальнейшая эксплуатация нескольких самолетов может сорваться.
Стоит отметить, что летный ресурс Ан-124 составляет 50 тысяч часов, 10 тысяч полетов и 45 календарных лет, по условиям разработчика сама процедура продления ресурса должна производиться каждые 4 тысячи летных часов, при этом, сам эксплуатант может проводить лишь периодическое техобслуживание, а все тяжелые формы — только украинский производитель.
Самолеты производства ГП «Антонов» некоторое время выпускались в России по украинской лицензии, поэтому, по словам гендиректора Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктора Горбачева, Украина вправе отозвать свою лицензию на производство и обслуживание этих воздушных судов. При этом, как уточнил собеседник издания «Колокол России», практически все самолеты этого типа используются на внутренних линиях, а количество АН-124 (Руслан), которые находятся до сих пор в эксплуатации можно пересчитать по пальцам.
«Основной эксплуатант АН-124 в России компания «Волга-Днепр» начинает отказываться от использования этого самолета в пользу Boeing 747-8F (эксплуатируется под маркой AirBridge Cargо). В планах российской компании взять 20 таких самолетов в лизинг, поэтому, - по мнению Виктора Горбачева, - если и пострадает перевозчик - то совсем незначительно».
В настоящее время 12 самолетов Ан-124-100 «Руслан» составляют основу авиапарка российской компании «Волга-Днепр», а еще девять «Русланов» летают под флагом ОАО «Государственная авиакомпания «224 Летный отряд» (дочерняя компания Минобороны России).
Наиболее известными разработками «Антонова» являются Ан-2, который в народе получил название – «кукурузник», грузовой самолёт Ан-124 и самый большой самолёт в мире Ан-225 (Мрия).
Анатолий Молчанов
Фото: РИА Новости. Олег Урусов