В космос за Чебурашкой: вознесут ли заслуги перед Отечеством к звёздам?
Пятьдесят пять лет назад человек получил доступ к безграничным просторам космоса. С тех пор пространство за небесной твердью манит к себе людей во всём цивилизованном мире. XXI век и «Роскосмос» подарили жителям Земли возможность посмотреть на звёзды поближе, запустив программу космического туризма, однако заплатить за такой полёт сегодня сможет далеко не каждый долларовой миллионер.
Услуга полёта на околоземную орбиту была анонсирована «Роскосмосом» на заре XXI века – в уже далёком 2001 году. С тех пор лишь семеро землян, чья деятельность не связана с освоением космического пространства, смогли посмотреть на родную планету из иллюминаторов Международной космической станции (МКС). Все они – успешные бизнесмены и мультимиллионеры: главы корпораций и владельцы баснословных состояний. Ничего удивительного в этом нет, ведь за полёт в космос каждому из них пришлось выложить такую сумму, на которую можно было приобрести несколько средневековых замков, тех самых – с башнями, крепостными стенами, винными погребами и шикарными особняками.
Стоимость путёвки на орбиту по расценкам федерального космического агентства колеблется от 20 до 35 миллионов долларов, в зависимости от длительности путешествия. То есть для современного человека это даже не роскошь, а некая извращённая сверхроскошь, доступная лишь самым избранным последователям потребительской эпохи – тем, кто посвятил всю свою жизнь личному обогащению.
Но ведь желание осваивать космическое пространство доступно не только магнатам и мультимиллионерам – это совершенно нормальное и здоровое желание многих разумных людей, стремящихся к развитию и знаниям. Ведь будущее цивилизации лежит именно в космосе – ресурсы Земли ограничены, а их нехватка с каждым годом всё больней бьёт по землянам. И если человечество до сих пор заинтересовано в полётах к звёздам – космические путешествия не должны ограничиваться под завязку набитыми кошельками. В конце концов, все знаменитые путешественники и первооткрыватели не были ни финансистами, ни мультимиллионерами.
С другой стороны, конечно, коммерческая составляющая в деле освоения космоса должна занимать не последнее место, ведь это один из наиболее простых и эффективных способов улучшить финансовое положение отрасли. Именно с целью привлечь лишние деньги «Роскосмос» при содействии американской компании Space Adventures и решился на реализацию проекта космического туризма. Первым клиентом новой программы стал американский мультимиллионер Деннис Тито, выложивший за путёвку на МКС в 2001 году двадцать миллионов долларов. Последним – канадский клоун и циркач, основавший собственный «Цирк Солнца», Ги Лалиберте – ему путёвка обошлась в 35 миллионов долларов. В целом Роскосмос и его американские партнёры за 15 лет космического туризма заработали 215 миллионов, без вычета всех связанных с полётами расходов. Сумма достаточно внушительная, с учётом годового бюджета госкорпорации в 5,5 млрд. долларов (по данным за 2013 год) и внеплановым бюджетным сокращением, связанным с падением национальной валюты и экономическим кризисом.
Однако «Роскосмос» – это государственная корпорация, а вся космическая программа России – это государственная программа, утверждаемая и подписываемая в кабинетах самых первых лиц страны. То есть по факту Россия продаёт западным мультимиллионерам места в своих космических кораблях, разработанных и построенных на базе государственных технологических мощностей. Ничего ужасного, конечно, в этом нет – бизнес есть бизнес. Но почему в этих условиях дикого необузданного рынка снова все забыли о россиянах? Среди семи туристов, побывавших на орбите, разумеется, не было ни одного гражданина России, зато пятеро из них – граждане США.
Русским же была отведена «почётная» роль обслуживающего персонала – на МКС наши космонавты обеспечивали все потребности своих «золотых» гостей: следили за их здоровьем, безопасностью, помогали лучше освоиться в условиях невесомости. А ведь государство, как и госкорпорация, должна работать в первую очередь в интересах собственных граждан, то есть граждан России. Бизнес бизнесом, но почему бы не организовать туристический полёт на МКС и для своих? Неужели у нас нет достойных людей, самоотверженным трудом на благо Родины заслуживших бы право увидеть родную Землю в иллюминаторах космической станции? На равных с американскими мультимиллионерами?
Разве только заокеанские мешки с деньгами, при всех их спорных и бесспорных заслугах, заслужили право побывать в космосе? А как насчёт отечественных учителей, врачей, заслуженных деятелей культуры и ударников производства – всех тех, кто с не меньшей эффективностью и отдачей служит своей стране здесь на Земле? Труд многих из них приносит не меньше пользы, чем труд наших лучших космонавтов на орбите, вот только по подлому закону рынка не приносит им достаточно средств для того, чтобы самим оплатить многомиллионную путёвку на орбиту. И разве не должно государство поощрять тех, кто служит ему на благо? Ведь оно могло бы организовать социальную программу космического туризма и отправлять на МКС не только лучших граждан Америки, но лучших граждан России.
Разумеется, при нынешнем развитии космической отрасли и стоимости полётов, речь идёт лишь о небольшой символической квоте – 1-2 человека в год или и того реже. Здесь важен сам факт: у каждого россиянина, самоотверженно трудящегося на благо отечества появилась бы возможность стать чуть ближе к звёздам и посмотреть на родную землю с высоты космоса. Подобная программа вызвала бы небывалый ажиотаж в обществе, подняла бы новую волну патриотизма и ещё больше – рейтинг тех политиков, которые воплотили бы её в жизнь. Ведь Родина, позволившая своим сынам смотреть на звезды, действительно, заслуживала бы любви и сыновей верности.
Скептики скажут: это дорого и деньги на реализацию такой программы в условиях кризиса взять негде. Но, позвольте, а как же 215 миллионов зелённых американских долларов, уплаченных первыми туристами? Как же все будущие внебюджетные доходы, в том числе и с коммерческих проектов «Роскосмоса»? Сколько туристов можно отправить на МКС на деньги одного западного олигарха, захотевшего посмотреть в иллюминатор космической станции? Одного? Двух, трёх, пятерых? Отправьте хотя бы одного – протяните, наконец, руку своему народу – бюджетнику, солдату, учёному.
Ничего принципиально нового в этой идее нет. Подобную программу пытались реализовать в США ещё в эпоху «холодной войны». Первым космическим туристом должна была стать американская учительница Шэрон Криста Маколифф – победительница конкурса «Учитель в космосе» 1985 года. Однако 28 января 1986 года шаттл «Челленджер» потерпел катастрофу при старте – погибли все члены экипажа, включая Шэрон Маколифф. Несмотря на то, что причина аварии была вызвана недостатками конструкции и пренебрежением техникой безопасности со стороны инженеров NASA, после инцидента правительство США на законодательном уровне запретило полёты в космос всем, кроме профессиональных астронавтов.
В отличие от США, Россия сразу же поставила туристические полёты на коммерческие рельсы, причём не стесняясь постоянно повышать цену. Стоимость путёвки на орбиту в считанные месяцы взлетела с 2 миллионов до 30-40 миллионов долларов. «Роскосмос» объяснил это огромным количеством заявок на космическое путешествие. Кстати, NASA, памятуя о принятом в США законе и катастрофе «Челленджера», всячески противилось инициативе России запустить проект космического туризма, однако «Роскосмос» настоял на своём и благодаря американскому законодательству стал единственной организацией предоставляющей подобные услуги.
Сегодня развитие космического туризма продолжает развиваться, а госкорпорация уделяет этому направлению особое внимание. В настоящее время российская компания «Орбитальные технологии» и ракетно-космическая корпорация «Энергия» по заказу «Роскосмоса» разрабатывают проект Коммерческой космической станции – орбитальный модуль, предназначенный специально для космического туризма. По сравнению с МКС это будет бюджетная версия «орбитальной гостиницы» для туристов. Пятидневное пребывание в ней будет стоить всего 100 тысяч фунтов стерлингов, а все расходы, включая доставку на станцию и питание не должны превышать 500 тысяч фунтов. Деньги, конечно, не маленькие, но это уже не 35 миллионов за полёт на МКС. А потому отправить туда заслуживающих того граждан – для России будет не так уж и обременительно.
Кстати, недавно «Роскосмос» в сотрудничестве с «Союзмультфильмом» принял решение об отправке на околоземную орбиту героя отечественной мультипликации Чебуршаку. Об этом говорится в опубликованном по этому случаю пресс-релизе Министерства культуры. Чебурашка отправиться на МКС по случаю 80-летия Союзмультфильма и 55-летия первого полета в космос».
«В настоящий момент он находится по пути на Байконур. Успешно прошел мульт-комиссию и предполетную подготовку. 7 июля он отправится на орбиту. Вместе с космонавтами на МКС «чебонавт Союзмультфильма» проведет несколько недель и вернется на студию», – сказано в пресс-релизе.
При этом Чебурашка станет первым, не связанным с космической отраслью россиянином, который совершит полёт на орбиту за счёт государства – для героя отечественной мультипликации это путешествие будет совершенно бесплатным. А, значит, можно смело заявить, что своим новым приключением Чебурашка откроет первую страницу социальной программы космического туризма – идеи, способной вновь объединить сердца тысяч, зажечь в них пламя романтики и сквозь тернии земного труда проложить путь к звёздам. И хочется надеяться, что история этой идеи не ограничится только одной страницей.
А потому, друзья, вперёд за Чебурашкой – просторы неизведанного и непокорённого космоса ждут!
Иван Чимбулатов