Борис Рапопорт: моя отставка не означает «слив» Новороссии
Замначальника управления Администрации президента по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Борис Рапопорт рассказал о своей отставке и настроениях, царящих в управлении «Московскому комсомолецу».
Бывший чиновник с ходу отверг версию украинских СМИ, решивших, что его отставка означает «слив» Москвой Новороссии. Никакой политической подоплёки в этом решении нет – в отставку Борис Рапопорт был вынужден подать по состоянию здоровья.
Что касается Новороссии, то никакого «слива» нет, и не будет, уверен Рапопорт. Россия уже заняла твёрдую и решительную позицию по защите интересов русскоязычных граждан Украины и достигла в этом определённых успехов. Изменить эту позицию означает изменить своим интересам.
Гражданская война, всколыхнувшая весной весь Донбасс, была спровоцирована грубым вмешательством Запада, и Россия не должна нести за это ответственность, считает Рапопорт. Тем не менее, поддержка мятежных республик Новороссиии и их народа необходимый курс внешней политики, от которого Россия никогда не откажется, уверен бывший чиновник.
Результаты выборов в Верховную Раду продемонстрировали очень низкую явку в юго-восточных регионах Украины, что наглядно демонстрирует отношение местного населения к властям. Однако у Киева ещё остался выбор, уверен Борис Рапопорт. «Первый сценарий: Украина должна быть переучреждена заново как договорная федерация. Войдет или нет в состав Украины Донбасс, зависит от того, какие будут условия федеративного договора. Другой сценарий: продолжение Киевом садистской социально-экономической блокады Донбасса. Этот сценарий вынудит Донбасс ввести свою валюту, переориентировать промышленность, и отделиться от Украины. Это станет детонатором для процесса отделения остальных регионов, поскольку мощные протестные настроения существуют и в Одессе, и в Закарпатье, и на Западной Украине. Какой сценарий будет выбран — решать Украине. Россия будет помогать юго-востоку при любом сценарии. Еще раз подчеркну: выбор должна сделать сама украинская власть. Это их внутренний конфликт, и их судьба в их собственных руках», – заявил бывший чиновник.
По вопросу минских соглашений, Рапопорт высказался более однозначно. Действующий украинский президент явный сторонник насильственной реинтеграции Юго-Востока и, в особенности, Донбасса, который не воспользовался возможностью решить конфликт мирными средствами, когда пришёл к власти. Вероятно, его «агрессивность» подстёгивается «партией войны» в самом Киеве или из-за рубежа, и он надеется, что Россию рано или поздно сломают санкции, заметил Рапопорт. Поэтому подписанное в Минске соглашение – не более, чем вынужденный политический шаг, на которой пришлось пойти украинскому руководству, когда в августе ополчение перешло в наступление. В противном случае – Порошенко рисковал бы потерять значительные территории на Юго-Востоке на самом кануне выборов – не самый лучший политический шаг.
Прямо отвечать на вопрос журналиста – занималось ли управление Суркова крымским вопросом в марте 2014 – Рапопорт не стал. «Я не считаю нужным распространяться на эту тему. Когда я назначался в 2013-м, уже тогда в приемной Суркова висела карта Российской империи, на которой Крым был частью России. До референдума в Крыму были неоднократно, в том числе обсуждали вопросы, связанные с подготовкой соглашения о строительстве транспортного коридора через Керченский пролив. А об остальном — думайте сами», – туманно пояснил по этому поводу бывший заместитель управления.
Самого Суркова Борис Рапопорт охарактеризовал, как сторонника доктрины «Москва – третий Рим», который «считает, что если любое государство не расширяет сферы своего влияния, то начинает деградировать. Он исходит из того, что экспансия — это естественное состояние здорового государства».