Экономист: гайдаровская шоковая терапия отбросила россиян далеко от реальных активов
В начале января 1992 года, в России был запущен процесс либерализации цен, более известный как гайдаровская шоковая терапия. Появившаяся в результате распада СССР буржуазная Россия перешла к радикальным экономическим реформам. Государство фактически перестало вмешиваться в процесс ценообразования, был запущен процесс гиперинфляции, который быстро обесценил сбережения населения и оборотные средства предприятий, пишет финансовый аналитик Александр Разуваев в своей колонке для Nalin.ru.
«Фактически все россияне в один день стали нищими. Гайдара и его реформы благодарное население помнит до сих пор. Резкое падение внутреннего спроса населения и инвестиционной активности предприятий фактически предопределило глубокий спад экономики. Остановить гиперинфляцию удалось только в 1995-1996 гг. ценой резкого сжатия денежной массы и сокращения бюджетных расходов.
По факту это означало кризис неплатежей, т.е. предприятия рассчитывались между собой векселями и прочими денежными суррогатами. Задержки зарплат в государственном секторе и пенсий стали достигать шесть и более месяцев. В социальном плане это означало консервацию бедности и нищеты.
Российские либералы традиционно заявляли, что гиперинфляция и обесценение советских сберкнижек было неизбежно. Вклады и наличные населения не были обеспечены товарными запасами. Т.е. на эти деньги просто ничего нельзя было купить.
Согласно правительственным данным, общая сумма вкладов в Сбербанк на 20 июня 1991 года составляла около 315,3 млрд рублей. Экономика упала в два раза, т.е. многие заводы превратились в труху. Существенная часть активов была скуплена иностранцами. А наиболее интересные предприятия - просто подарены Кремлем узкому кругу олигархов.
Главный обман так называемых реформатов – это не либерализация цен, а отсечение россиян от реальных активов и созданного целыми поколениями национального богатства. Можно привести в качестве примера, например, «Норильский Никель». На этапе строительства и первоначального развития комбината большую роль играло создание на данной территории Норильского исправительно-трудового лагеря в системе ГУЛаг. Знали бы тогдашние зеки, что результаты их труда задарма достанутся Михаилу Прохорову и Владимиру Потанину.
Ну и в заключение: легендарный глава ЦБР в начале 90-х Виктор Геращенко предлагал компенсацию советских сберкнижек. С этой идеей в принципе был согласен и тогдашний премьер Виктор Черномырдин. Однако Борис Ельцин был принципиально против.
Результаты того дальнего выбора мы ощущаем до сих пор – в отсутствии у современного российского олигархата легитимности».
Фото: nostradamvs