Эксперт: экономика в этом году пойдет по сценарию посткризисного 2010-го
Российскую экономику в 2017 году ожидает рост, которому будут способствовать несколько факторов. Прежде всего смягчение денежно-кредитной политики со стороны ЦБ позволит поддержать кредитную активность. Помимо этого, стабилизация цен на нефть и снижение оттока капитала в 2016-2017 годах могут предоставить больше возможностей для восстановления инвестиций, пишет главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик в своей колонке для «Известий».
«При ценах на нефть на уровне $55-60 за баррель рост ВВП может достичь 1,5%, в то время как откат к уровням $45-50 за баррель даст слабый положительный рост на уровне 0,3-0,5%. В условиях низкого экономического роста вряд ли можно рассчитывать на значительное увеличение потребительских расходов и реальных доходов населения. Основными позитивными факторами для доходов населения в текущем году станут укрепление рубля, снижение инфляции и направление дополнительных доходов бюджета на финансирование социальной сферы.
В целом за 2017 год можно ожидать выхода динамики российского ВВП в положительную зону, снижения инфляции менее чем до 5% и укрепления рубля на фоне дальнейшего снижения оттока капитала по сравнению с уровнями последних нескольких лет. В 2017 году главным макроэкономическим вызовом для России может стать исчерпание Резервного фонда — по крайней мере именно таков базовый сценарий, заложенный Министерством финансов в бюджет-2017.
Другим ключевым фактором для российской экономики будет денежно-кредитная политика ФРС — ужесточение риторики и планы повысить ключевую ставку до трех раз в течение 2017 года создают риски возвращения повышенной волатильности на развивающиеся рынки. В этих условиях российский Центробанк будет действовать осторожно при снижении своей ключевой процентной ставки — в 2017 году возможно ее снижение на 1,0-1,5%, что примерно соответствует размеру снижения ставки в 2016 году.
Экономическое развитие в 2017 году пойдет по сценарию посткризисного 2010 года, когда рост на уровне 4% многими был расценен как горькое разочарование по сравнению со взрывным ростом посткризисного 1999 года. Либо текущий год станет продолжением картины 2015-2016 годов, когда вопреки предсказаниям о скором восстановлении экономики российский ВВП продолжал «нырять» вниз под влиянием неблагоприятной внешней конъюнктуры».
Фото: prime