Европейских военных тревожит воздушная активность России
На фоне плановых или внезапных военных учений ВВС России, неоднократно инициируемых в этом году командованием, европейские военные все чаще говорят о «катастрофических последствиях» воздушных инцидентов.
Аналитики центра European Leadership Initiative (ELN) опубликовали доклад «Опасное балансирование на грани войны», в котором приведено исследование динамики активности российских боевых истребителей «в непосредственной близости воздушных границ» стран-членов НАТО. По данным ELN, Военно-воздушные силы России совершали тренировочные вылеты к границе в три раза чаще, чем в 2013 году, а за последние месяцы зафиксировано 40 опасных инцидентов, три из которых могли привести к жертвам или военному конфликту.
Особое внимание в документе уделено нарастанию военной напряженности между РФ и внеблоковыми партнерами НАТО – Финляндией и Швецией. Среди наиболее опасных происшествий назван инцидент с датским гражданским лайнером авиакомпании SAS, чудом избежавшим столкновения с российским самолетом-разведчиком Ил-20М 3 марта 2014 года. Второй серьезный инцидент, который, по мнению авторов доклада, мог привести к неконтролируемой эскалации, выражен задержанием в сентябре 2014 года офицера полиции безопасности Эстонии Эстона Кохвера по подозрению в шпионаже. По версии альянса, вскоре после визита президента США Барака Обамы в Таллин Кохвер был похищен из балтийской республики российскими спецслужбами и тайно вывезен в Москву. Третьим потенциальным конфликтом могла стать нашумевшая история с поисками 17–24 октября 2014 года в территориальных водах Швеции якобы российской подлодки (ссылка на наш сайт), подававшей сигналы бедствия. По прогнозам авторов доклада, в случае обнаружения морские силы Швеции применили бы силу, и это могло бы вызвать ответный огонь российской стороны. Поиски неизвестного объекта у берегов Швеции, напомним, тогда безрезультатно завершились.
Кроме того, аналитики ELN упомянули и о якобы имевших место многократных нарушениях воздушной границы НАТО в Скандинавии и странах Балтии. По мнению центра, преступление российских летчиков выражались в попытках совершить рискованный пилотаж на низкой высоте прямо над объектами НАТО (военными кораблями в Балтийском и Черном морях, Заполярье и вдоль границ США и Канады). Однако официальные представители Минобороны России настаивают, что российская авиация Западного военного округа выполняет увеличение налетных часов в соответствии с измененным штатным расписанием.
Тем не менее, выводы европейских экспертов неутешительны: сочетание показательной игры мускулами со стороны Москвы и демонстративного наращивания инфраструктуры НАТО существенно увеличивают риск эскалации напряженности на континенте и в будущем неизбежно грозит вылиться в столкновение между вооруженными силами двух сторон.