Фонд развития промышленности определил передовиков импортозамещения
Эксперты Фонда развития промышленности (ФРП), получившего от правительства России 20 миллиардов рублей на целевое льготное финансирование импортозамещения, выбрали ключевые производственно-технологические проекты для оказания господдержки.
Лидерами программы импортозамещения стали десять отечественных фармацевтических, машиностроительных и научно-производственных предприятий, сообщает газета «Ведомости». Общая стоимость первых проектов составляет порядка 9,2 млрд. рублей. Российские «импортозаместители» смогут получить займы на 3,2 млрд. под 5% годовых сроком в рассрочку на семь лет, рассказал изданию представитель фонда.
От фонда компании получат от 15 до 74% необходимых средств, половина компаний – около трети. Доля финансирования зависела от потребностей компании, рассказывает председатель экспертного совета фонда Антон Данилов-Данильян. По его мнению, это выгодные условия для займов, поскольку главная проблема российской промышленности – отсутствие доступа к длинным деньгам для запуска новых производств.
Однако большинство аналитиков осторожно оценивают эффект от отобранных проектов. Чтобы добиться заявленных целей, например, по фармацевтическим проектам (локализация производства фармсубстанций), нужны большие инвестиции, говорит директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. Российский рынок нуждается в субстанциях и реактивах и импортозамещение возможно, отмечает он, однако, чтобы производство имело высокую рентабельность, компании должны выходить на внешние рынки и конкурировать с Китаем и Индией, иначе государству придется постоянно их субсидировать.
Ослабление рубля стимулирует развитие рынка российских композитов, рассказывает представитель «Роснано» про проект нанотехнологического центра композитов, у которых есть преимущества по сравнению с компонентами из металла – меньший вес при схожей прочности, гибкости, но они и дороже и не подходят для выпускаемых сейчас российскими автопроизводителями бюджетных машин. В список, среди прочих, вошел «Уралвагонзавод», стоимость проекта которого оценивается более чем в миллиард рублей.
Рынок для проекта Уральского дизель-моторного завода (группа «Синара-ТМ») есть, комментирует управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев: дизельные двигатели широко используются, при этом часть установок импортируется. Но на массовые закупки автозаводами рассчитывать не стоит, предупреждает эксперт в интервью порталу «Нефть России»: у каждого крупного производителя есть собственное производство двигателей. Хотя ряд проектов перспективен в России уже сейчас. Так, Костромской завод автокомпонентов может обеспечить спрос глобальных автоконцернов по промсборке в России. Если компания будет их поставщиком, то сможет поставлять продукцию и на зарубежные автозаводы, добавляет эксперт.
Льготные средства нужны в первую очередь обрабатывающей промышленности, производствам, у которых 20–50% комплектующих – импортные, считает замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. По его оценкам, в этом году для полноценной поддержки импортозамещения нужно потратить более 130 млрд. рублей на субсидирование процентов по кредитам.
Минпромторг будет предлагать увеличить капитал фонда, но после того, как будут одобрены проекты на оставшиеся деньги. По словам первого замминистра промышленности и торговли Глеба Никитина, всего в фонд поступило более 900 заявок на 300 млрд. рублей, что в 15 раз превышает капитализацию фонда, составляющую 20 млрд. рублей.