ФСБ защитит Арктику от «зеленых человечков» и мирового терроризма
На вчерашнем заседании Национального антитеррористического комитета (НАК) России его председатель – глава ФСБ Александр Бортников пообещал сосредоточиться на отражении потенциальных террористических угроз в Арктике, пишет «Независимая газета».
Речь главы российского силового ведомства вписалась в контекст геополитического противостояния России с другими арктическими державами. Вероятное возникновение опасностей на Северном полюсе Бортников связал с усилением экономической деятельности России в регионе, в частности, с активизацией судоходства по Северному морскому пути.
Руководитель силового ведомства не стал скрывать, что безопасности арктических и полярных маршрутов ФСБ придает не первостепенное значение, а защита объектов морской деятельности в экономической зоне РФ «имеет недостатки и неиспользованные резервы». К недочетам Бортников отнес нормативную правовую базу, обеспечивающую решение «вопросов антитеррористической защищенности судов атомного ледокольного флота, морских буровых платформ и подводных сооружений».
С другой стороны, по словам главы ФСБ, уязвимость для возможных атак обусловлена и спецификой региона: здесь сосредоточены производственные и технически сложные объекты, транспортные и энергетические артерии. Отметим также, что из-за климатических условий этапы строительства и эксплуатации объектов тут крайне продолжительны, а потому эти объекты уязвимы. Профилактические меры по их защите уже приняты – к ним, например, можно отнести недавние военные учения в Арктике и Восточном военном округе.
Усиление антитеррористической деятельности России в Арктике связано с возрастающей конкуренцией с другими северными странами, полагает в интервью «Независимой газете» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, если при решении проблем в других регионах Россия может обращаться к ресурсу БРИКС, то «в Арктике у нас сплошные конкуренты: Канада, Норвегия, США, Дания, Швеция – страны, которые либо инициировали санкции против России, либо присоединились к ним». В перспективе не исключается также, что некоторые из названных стран захотят обеспечить присутствие своих войск в регионе, что неприемлемо для России.
При этом эксперт считает оправданными слова Бортникова о террористической угрозе на севере: в прессе уже не раз появлялись сообщения о нейтрализации ячеек запрещенной в РФ экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир» на Ямале, а также об активизации разного рода квазисепаратистских движений в сибирских регионах и на Дальнем Востоке, напоминает Макаркин.
Возможно, что в вопросах потенциальных арктических угроз есть и другие нюансы. Так, нельзя забывать и о конфликте 2013 года между Россией и Greanpeace, закончившемся задержанием экологических активистов с судна Arctic Sunrise. То есть речь может идти и о таком специфическом понятии, как экологический экстремизм. «Под терроризм подобные случаи подвести невозможно, а вот под экстремизм – вполне, учитывая очень широкую трактовку этого слова в России», – отмечает политолог.