«Газпром лишил Европу единства, а Польшу – смысла жизни»
В четверг, 19 октября, прошла встреча лидеров стран ЕС. Она должна была стать «последним и решительным» боем против строительства «Северного потока – 2». Главным оппонентом российского проекта выступила премьер Польши Беата Мария Шидло, озвучившая традиционный набор аргументов: Газпром угрожает энергетической безопасности Европы, проект – политический, а Украину – жалко. Об этом пишет автор блога Crimson Alter Иван Данилов, его статью публикует РИА «Новости».
«На невысказанном уровне остался главный аргумент и основной мотив действий антигазпромовской коалиции в ЕС, который заключается в том, что американский СПГ имеет сладкий привкус настоящей свободы, за который не грех переплатить, особенно если переплачивать будет не лично госпожа Шидло, а европейские потребители», – пишет Данилов.
На этой встрече, вопреки обычной практике, не удалось протащить новое антироссийское решение. «Европейские марионетки США остались ни с чем, а Жан Клод Юнкер с грустью заявил о том, что в Евросоюзе «нет единства», – пишет Данилов.
По информации Reuters, с критикой в адрес «Северного потока – 2» на встрече выступали Польша, Латвия, Литва, Дания. Как отмечает автор статьи, список этот подозрительно короткий.
В Европейский союз входят 28 стран, а получилось, что Вашингтон смог привлечь только четыре из них к операции по блокированию одного из важнейших энергетических проектов России, реализация которого радикально усложнит проникновение американского сжиженного газа на европейский рынок, отмечает он.
«Геополитический развод» когда-то дружной евроатлантической пары США и Евросоюза постепенно становится осязаемой реальностью, продолжает Данилов. Для европейских стран уже вошло в привычку подчинение американской стратегии, однако теперь они столкнулись с выбором между верностью Вашингтону и «необходимостью учитывать интересы Германии, которая продвигает их с грациозностью асфальтового катка».
«Номинально Вашингтон сильнее и опаснее, но в реальности Берлин – ближе и, в отличие от Штатов, не поглощен внутриполитическими конфликтами, а также обладает рычагами прямого экономического и политического воздействия на страны Евросоюза», – пишет Данилов.
У Польши сейчас есть только два варианта, реализовав которые она может добиться остановки «Совпотока – 2». Первый вариант заключается в проведении через Совет ЕС решения о передаче прав на переговоры с Газпромом Еврокомиссии, несмотря на экспертное заключение самого Совета Евросоюза. Для этого решения потребуется 70% голосов, что в самой ЕК считают практически нереализуемым планом.
Второй вариант, о котором заявило министерство энергетики Польши, – радикальное и быстрое изменение европейского законодательства таким образом, чтобы «Северный поток – 2» оказался под действием «третьего пакета» или вообще был запрещен на законодательном уровне. Однако и эти перспективы остаются сомнительными, особенно в свете того, что даже американским лоббистам не удалось протащить через Европарламент соглашение по Трансатлантическому инвестиционному партнерству, в котором США были куда больше заинтересованы, чем в саботаже «Северного потока – 2».
Теперь польские политики и примкнувшие к ним брюссельские журналисты жалуются, что западноевропейские власти перестали учитывать интересы государств Восточной Европы и «особые потребности» тех стран, которые очень плохо относятся к России.
Данилов отмечает, что если снять с истерики Польши шелуху в виде «обвинений в продаже европейских интересов Владимиру Путину», то выяснится, что любая форма экономического сотрудничества между Москвой и «старой Европой» – в лице Германии, Франции или Италии – моментально лишает страны «молодых восточноевропейских демократий» самой сути их существования и главного смысла жизни их национальных проектов. Эти страны нацелены на то, чтобы быть «проамериканским кордоном между Европой и Россией, а также опосредованно между Европой и Азией», пишет Данилов.
«Если Польша, Украина и их европейские страны-союзники больше не смогут выполнять функцию изоляции остальной Европы от России, то они станут ненужными Вашингтону – и даже самим себе», – заключает автор статьи.
Фото ria.ru