Глазьев: Греф боится личных санкций, поэтому слушается заокеанских начальников
Герман Греф, объясняя невозможность начала работы Сбербанка в Крыму, говорит, что новые западные санкции могут дестабилизировать всю финансовую систему России. Это утверждение в эфире телеканала «Царьград» прокомментировал известный российский экономист, академик РАН, советник президента Сергей Глазьев.
«Кто между войной и позором выбирает позор, получает и позор, и войну одновременно. Вопрос, когда американцы применят санкции к российской банковской системе, лежит на их стороне. Сегодня они говорят: «Пойдете в Крым – применим санкции». Завтра они скажут: «Будете кредитовать оборонку – применим санкции». Потом они скажут: «Не будете разрешать нам покупать в России все, что мы хотим, – применим санкции». Так они берут нас за горло, и мы, боясь применения санкций, постоянно сливаем наши национальные интересы», – подчеркнул он.
«Чтобы избежать этих рисков, нужно чтобы государственная банковская система ушла от долларов. Зачем Сбербанку доллар? Зачем гражданам открывать счета в долларах? Разве это филиал какого-то американского банка? Мы не отвечаем за сохранность сбережений в долларах. Завтра у Сбербанка заморозят долларовые активы на корсчете в Нью-Йорке, и где останутся наши долларовые сбережения?» – задается вопросом он.
«Уже три года идет война против России. Три года санкций. Три года нам угрожают заморозкой счетов. Они вполне могут заморозить валютные резервы, они могут заморозить валютные активы наших коммерческих банков, прежде всего, государственных, могут отключить СВИФТ. И мы выбираем слушаться заокеанских начальников, лишь бы они против нас не ввели санкции», – подчеркнул Глазьев.
«Но мне кажется, что в данном случае важнее личные санкции, чем санкции Сбербанка. Ведь эти господа очень боятся личных санкций. Они боятся попасть в тот самый санкционный список США, о котором много говорят после принятия последнего закона на эту тему. Ведь там прямо сказано, что все первые лица, работающие в государственном секторе, в правительстве, в органах власти, приближенные к руководству страны, включая крупных бизнесменов, должны теперь быть подвергнуты со стороны американских спецслужб контрольным проверкам, будет собираться информация. Вот эти господа больше всего боятся попасть в этот список. Уверяю, что далеко не все государственные чиновники окажутся в этом списке. Будут только те, кто американцам не нравится. А те, кто выполняет послушно их указания, не войдут в список. Это будет очень хороший индикатор того, где американская агентура находится в наших органах госвласти, кого они прикрывают, а кого они пытаются дискредитировать», – сказал Глазьев.
«Позиция Сберегательного банка России понятна. Он чувствует себя международной организацией, у которой много филиалов за рубежом, которая в нашей стране номер один по ввозу наличных долларов, которая активно играет на финансовых рынках. Если бы Сбербанк работал внутри России, как, допустим, сберкассы Японии работают, из которых возникла мощнейшая региональная система японских банков, поддерживающих свою промышленность, не было бы проблем. Но наш Сбербанк не особенно кредитует инвестиции промышленных предприятий. Вообще его мало заботит обрабатывающая промышленность, кредитование инвестиций для реального сектора. Его больше заботит комфортное существование на международном рынке. Поэтому нетривиален вопрос о том, на кого работают сбережения населения России», – отметил он.
«Казалось бы, в учебниках написано, что банки призваны заниматься финансовым посредничеством трансформации сбережений в инвестиции. Если с этой точки зрения проанализировать портфель Сбербанка, как и всей нашей банковской системы, то выясняется, что они работают совсем не так, как должны. Для государственного банка это вдвойне странно. Ему никто не ставит никаких задач с точки зрения выполнения этой главной функции финансового посредничества: берешь сбережения, трансформируешь их в инвестиции, в развитие экономики в соответствие с перспективными направлениями экономического роста», – сказал Глазьев.
«Вообще наша банковская система, включая государственные банки, что интересно, вместо того чтобы трансформировать сбережения российских граждан в инвестиции в значительной степени эти сбережения трансформирует в спекулятивные операции с долларом. То есть они являются частью мировой системы. Отсюда и позиция, согласно которой им важнее репутация за рубежом, чем выполнение своих обязательств», – сказал советник главы российского государства.
Глазьев также отметил, что процентные ставки Сбербанка превышают тот уровень, который существует в «самых спекулятивных, слаборазвитых странах». «Считается неприличным иметь процентную ставку в реальном выражении, за минусом инфляции, больше 2-3%. У нас она зашкаливает за 6%. То есть наша банковская система стала ростовщиком, который высасывает деньги из реального сектора, собирает деньги у населения, но не для того чтобы вкладывать в развитие, а чтобы играть с этими деньгами», – сказал экономист.
Фото tsargrad.tv