Индия не верит гарантиям Франции после истории «Мистралей»
Как и предполагали многие эксперты в области международных отношений, бизнес-репутация Парижа в мире после скандальной истории с невозвратом России готового заказа по вертолетоносцам класса «Мистраль» оказалась серьезно подорвана.
В частности, об этом пишет сегодняшняя передовица немецкой газеты Frankfurter Allgemeine. Хотя в статье ее обозревателя Кристофера Хайна не содержится прямых указаний на международное недоверие по оборонным сделкам с Францией, отдельные аспекты заметки позволяют читателю прийти к подобным выводам.
Хайн, например, пишет, о последних неурядицах французских продавцов вооружения с Индией, куда с 2007 года не могут доставить 126 истребителей нового поколения Rafale, исполнив тем самым контрактные обязательства на сумму порядка 20 миллиардов долларов.
Индийские правительственные круги на условиях анонимности уже выражают свое недоумение по поводу немотивированных задержек с исполнением контракта французами. Наибольшее раздражение в Дели вызывает тот факт, что продавец, авиационный гигант Dassault Aviation SA, не торопится с реализацией своих обязательств даже после того, как в декабре 2014 года индийские военные специалисты заочно сняли последние претензии и подписали сделку, закрыв глаза на явное несоответствие цены и качества товара. Тогда начальник штаба ВВС Индии Аруп Раха отметил, что все недочеты в сборке, которые не устраивают Дели, будут корректироваться уже на местных авиационных предприятиях Hindustan Aeronautics, а пока индусы ожидают скорейшую передачу недостающих 108 истребителей.
Индия поторопится, поскольку ее новое правительство под руководством Нарендры Моди сразу после прихода к власти полгода назад выделило на закупку различных видов вооружений более 20 млрд. долларов – в два раза больше чем в предыдущем году. Это, по мнению Хайна, объясняется возрастающими опасениями Нью-Дели относительно возможной необходимости противодействия нападению авиации Пакистана или КНР. Для отражения потенциальной атаки, по подсчетам индийского генштаба, стране потребуется 45 эскадрилий. В настоящее время Индия способна противопоставить внешней угрозе лишь 25 укомплектованных эскадрилий.
В этих условиях уже два месяца история со сделкой по «Рафалям» не получает продолжения. Тем временем немцы, считающиеся одними из главных оружейных конкурентов Парижа, в этой связи надеются на скорый повторный конкурс, на котором их детище Eurofighter Typhoon (ET) сможет заполучить уже почти потерянный французами (вслед за российским) индийский рынок, учитывая, что за время простоя стоимость более дешевых в сборке самолетов Rafale сравнялась с их более качественными аналогами из консорциума ET.
Одновременно другой чувствительный удар по французским оружейникам нанесла немецкий канцлер Ангела Меркель, заявившая, что победившие в оборонных контрактах европейские компании должны брать на себя ответственность за качество продукции, либо распределять задачи производства с коллегами по цеху (т.е. гарантировать подряд конкурентам), либо передавать технологии изготовления стороне-покупателю. Ни с одним из трех условий Париж сегодня согласиться не может и в итоге вынужден будет терять заказы. В этом, как отмечает Хайн, и есть политика Соединенных Штатов в Европе: «разделяй и властвуй». Иными словами, создавая бесконечную конкуренцию между «вечно согласными» друг с другом европейцами, США имеют возможность ослаблять бизнес-репутацию одних и втягивать и изнуряющую конкурсную процедуру других, выбивая для своих военно-промышленных компаний выгодные преференции за рубежом за счет оперативности исполнения, полноты предложения и оптимальной стоимости для уставшего от французов и немцев интересанта.
В завершении статьи Хайн отмечает, что после истории с недопоставкой в РФ вертолетоносцев окончательный удар по деловой репутации Франции как надежного поставщика будет нанесен в апреле во время очередной ганноверской ярмарки вооружений, где Индия будет страной-партером. Если к этому времени Дели не получит свой заказ, французы наверняка потеряют контракт как раз в пользу немцев.
Фото: Sueddeutsche Zeitung