Историю и язык отшлифуют по стандарту
В минувший четверг в Государственную думу был внесёт законопроект, предусматривающий создание единого госстандарта для гуманитарных наук в сфере школьного образования.
Речь идёт о закреплении федеральных государственных образовательных стандартов по учебным предметам «История», «Русский язык» и «Литература». По мнению одного из инициаторов законопроекта, депутата Ирины Яровой, подобные меры в условиях современной геополитики необходимы для защиты интересов суверенного государства. На протяжении последних 23 лет российское образование отличалось крайней вариативностью и субъективностью. Унаследовав от СССР высокий уровень и качество, оно, тем не менее, лишилось жёстких рамок советских стандартов. Возможно, местами это пошло на пользу, однако, по мнению авторов, законопроекта, сам факт вариативности нарушает конституционные нормы на равные права детей на образование. «Вариативность в данном случае является фактором дискриминации прав ребенка. Она не обеспечивает доступности и равного качества образования», – особо подчеркнула Ирина Яровая. Кроме того, депутат отметила и тот факт, что в стране уже действуют единые стандарты оценки образования, которые при этом не учитывают вариативность его стандартов. Надо сказать, что в Конституции нет упоминания о правах ребёнка на равное образование и не говорится о стандартах. Статья 43 гласит лишь о праве каждого на доступное и бесплатное образование. Вероятно, авторы Конституции всеми силами хотели стереть идеологическую окраску с российского образования. Однако пустившись в самотёк гуманитарные науки, как оказалось, могут быть использованы во зло и нанести вред интересам государства и общества. Недавние события на Украине как ничто свидетельствуют об этом – считает директор центра по оказанию правовой помощи соотечественникам «Москва – Россияне» Михаил Иоффе. «История с Украиной является прямым следствием необучения детей в школе в соответствии с программами, которые соответствуют нашему мировоззрению», – поделился он. С Иоффе согласился и доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков. «Мы с этим законом отстали на четверть века. Четверть века промывали нашим детям мозги наши враги», – считает он. И действительно, в постсоветскую эпоху гласности часть учебников истории, предназначенных для российских общеобразовательных учреждений, писалась на зарубежные гранты, события минувших дней передавались в них с несколько иным оттенком, порой, преувеличивая роль западных стран в мировых событиях. В частности, не раз делалась попытка переоценить значимость Великой Отечественной Войны и преуменьшить роль Красной Армии во второй мировой войне. В том числе для борьбы с подобными явлениями и нужны единые стандарты образования. Напомним, что ещё в феврале 2013 года Владимир Путин заявил о необходимости ввести единые учебники истории для средней школы. По словам президента, такие учебники должны быть написаны хорошим русским языком, выверены стилистически и лишены двойных толкований. Так что законодательная инициатива Яровой является выполнением установки президента. В случае успешного рассмотрения законопроекта, а в этом сомневаться не приходится, новый образовательный стандарт вступит в силу со следующего учебного года. Помимо прочего стандарт предусматривает интегрированное преподавание всех трёх учебных предметов, затронутых законопроектом.