Катасонов: Для Дяди Сэма коллапс Deutsche Bank – часть экономической войны против Европы
Доктор экономических наук, председатель Российского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов прокомментировал ситуацию вокруг одного из крупнейших европейских банков – Deutsche Bank, над которым нависла угроза банкротства.
Напомним, на прошлой неделе гендиректор Deutsche Джон Крайан, участвовавший в конференции МВФ и Всемирного банка в Вашингтоне, не смог договориться с минюстом США о досудебном урегулировании претензий, касающихся нарушений при продаже его банком ипотечных инструментов, сообщила газета Bild. США требуют от Deutsche $14 млрд, что в 2,3 раза больше резервов банка на все судебные тяжбы. Это не единственное судебное разбирательство, грозящее Deutsche штрафами.
Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард предупредила, что Германии, возможно, придется спасать Deutsche: «Я не вижу другой возможности для этого банка, кроме как вмешательство государства», – заявила она.
«Ключевой вопрос сейчас один – когда начнется глобальный банковский кризис и с чего он начнется? – комментирует Катасонов. – С моей точки зрения, большинство кризисов готовятся заранее, и начинается кризис в результате целенаправленных действий. То есть те, кто заранее знают момент начала кризиса, и являются главными бенефициарами всей этой игры. В данном случае есть серьезные подозрения, что «спусковым крючком» кризиса может стать именно Deutsche Bank. Надо сказать, что на фоне постоянно падающей капитализации банка, на фоне резкого сокращения прибыли, а по отдельным кварталам – даже минусовых показателей прибыли, 14 млрд. долл., которые требует Минюст США – это удар ниже пояса. Это, по сути, гибель Deutsche Bank с непредсказуемыми последствиями.
Deutsche Bank – системообразующий банк в Европе. Таких банков всего два-три десятка, и среди них Deutsche Bank – один из самых важных, так что «эффект домино» возникнет немедленно. Тем более что в Германии есть и другие банки, положение которых ненамного лучше: например, Commerzbank уже начал программу увольнения сотрудников – по некоторым данным, уволено уже около 5 тысяч работников этого банка. Удивительно, что ведущие политики Германии, а также канцлер Ангела Меркель – словно воды в рот набрали. Они не высказываются в защиту Deutsche Bank, а являются молчаливыми зрителями всех этих событий. С другой стороной, Deutsche Bank не хуже и не лучше других европейских банков, и можно предположить, что это просто некая цель, которая была определена, чтобы расшатывать европейскую банковскую системы вследствие усиления противоречий между Европой и США. И даже рискну назвать это не просто противоречиями, а экономической войной.
Достаточно посмотреть на другие события, связанные с банками. Финансовые надзорные органы США на протяжении последних лет регулярно штрафуют европейские банки. Впрочем, это не совсем штраф – это некие отступные, которые европейские банки платили и продолжают платить для того, чтобы было закрыто расследование. Все это напоминает откровенный рэкет, который, во-первых, позволяет США пополнять казну, а во-вторых, помогает банкам Уолл-Стрит в конкурентной борьбе с европейскими банками.
Игра, которая разворачивается на наших глазах, очень опасна. Можно вспомнить историю Lehman Brothers в августе 2008 года. Банкротство этого крупного банка Уолл-Стрит сразу привело к тому, что полегли и некоторые другие американские банки, и начался финансовый кризис. Собственно, до этого тоже был финансовый кризис, но он был тлеющим, а после коллапса Lehman Brothers перешёл в острую фазу. После тех событий финансовый кризис, подобно лесному пожару, перебросился через океан и в Европу.
Если Deutsche Bank «схлопнется», то эффект будет ещё более разрушительный, чем от Lehman Brothers. Такая вот интрига. В этой истории задействованы весьма крупные силы и игроки: в начале лета МВФ выступил с нестандартным заявлением о том, что Deutsche Bank является «миной замедленного действия» для всей мировой финансовой системы. Никогда раньше МВФ не давал оценок отдельным финансовым институтам, отдельным банкам. Видно, что «дядя Сэм» использовал МВФ для активизации экономической войны против Европы.
Действия против Deutsche Bank нужно рассматривать в более широком контексте – это попытки вернуть Европу обратно за стол переговоров по Трансатлантическому партнерству, и развернуть ее против России, и заставить Европу участвовать в американской авантюре на Ближнем и Среднем Востоке… Многие рассчитывали, что будет высказана однозначная поддержка Deutsche Bank – в частности, что будут выделены некая сумма из бюджета на его докапитализацию. Но Меркель специально сказала, что она в эту историю не вмешивается. Это показывает, что верхний политический уровень пока находится в сильнейшей зависимости от Вашингтона», – отметил Валентин Катасонов.