Кряшены России возмущены, что их «слили с татарами»
Ветеран кряшенского движения Татарстана, историк Аркадий Фокин недоволен тем, что на прошедших в Москве Рождественских чтениях кряшен называли «православными татарами», а секции под названием «Кряшенский вопрос» фактически не было, передает EADaily.
«Мы много раз говорили, что суть кряшенского вопроса — предоставление кряшенам государтвенного статуса самостоятельного народа с самоназванием кряшены, и никаким иным. Нагайбакам — казачьему сословию кряшен — такой статус предоставлен. Уже одно это показывает некорректность заявлений устроителей конференции и многих выступавших на ней, огульно включавших нагайбаков и кряшен в целом в состав крещёных татар, вымышленных ими «керешенов» и «православных татар». Дальше — больше: неискушённый читатель может узнать, что, оказывается, речь идёт уже о «самоидентификации православных татароязычных общностей (кряшен, крещёных татар, крещен, нагайбаков), других этнических групп и отдельных лиц, относящих себя к православным татарам», и даже о наличии „православной татарско-кряшенско-нагайбакской культуры, искусства и самосознания». Воистину ошеломляющий вклад в отечественную этнологию! Досадно, что эта ересь подвёрстана под секцию Международных Рождественских образовательных чтений», – говорит Фокин.
О кряшенах и нагайбаках как о «православных татарах» на Рождественских чтениях, в частности, говорил протоиерей Максим Обухов, руководитель медико-просветительского центра «Жизнь». «Православные татары — это второй народ России по численности. В двух субъектах страны татарский язык носит государственный статус. Проблемы связаны с тем, что татары являются двухконфессиональным народом, состоящим более чем из десяти субэтносов», — заявил Обухов.
Священник также высказал исторически корректную мысль, что кряшены не являются потомками татар, принявших православие после взятия Казани Иваном Грозным, как это принято считать в Татарстане: «Есть татары, принявшие православие, а есть кряшены, которые изначально были православными, даже до взятия Казани царем Иоанном Грозным. В те времена на казанской земле уже были православные приходы».
Но далее Максим Обухов задел национальные чувства многих кряшен: «Некоторые кряшены считают себя отдельным народом, но кряшенский язык принадлежит к тюркской группе, поэтому похож на татарский», следовательно, по мнению священника, более корректно стоит считать кряшен православным по вере субъэтносом татарского народа. «Ни один человек не может точно определить, каково соотношение татар и кряшен. Никто не проводил подобных подсчетов. Известно только то, что кряшен насчитывается более трехсот тысяч человек».
Принятый в кряшенских приходах богослужебный язык Максим Обухов также ошибочно называет «татарским». «В последние месяцы православная община татар динамично развивается. Недавно была отслужена панихида по татарским ханам, принявшим православие за 300 лет до Крещения Руси. Православные татары желают дальнейшего развития, в том числе остро встает вопрос об использовании татарского языка в Церкви. Пока мало приходов используют в богослужениях татарский язык. Например, в православных странах и в государствах Западной Европы, в том числе США, существуют русские православные приходы, которые сохраняют национальные традиции. Ныне довольно интенсивно обсуждается вопрос о создании татарских общин и о возможном частичном или полном использовании в Богослужениях татарского языка. Есть исконные кряшены, а есть татары, недавно принявшие православие».
Фото: Православное Закамье