Кудрин объяснил неудачи реформ в России
Предыдущие экономические стратегии, разработанные в России, потерпели неудачу. Причины — административные препятствия, разногласия экспертов и сопротивление лоббистов, пишет Центр стратегических разработок (ЦСР), возглавляемый бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, который сам разрабатывает новую программу, сообщает РБК.
К такому выводу в своем докладе «Анализ факторов реализации документов стратегического планирования верхнего уровня» пришли сотрудники ЦСР экс-министра Кудрина. Они проанализировали несколько документов: «Стратегию-2020», майские указы президента Владимира Путина и приоритетные национальные проекты.
При этом, «Стратегия-2020» стала «декларацией о намерениях», подчеркнул Кудрин, а произошло это «из-за недостаточной вовлеченности представителей органов власти» и «избыточной сосредоточенности на экономической повестке». ЦСР, по его словам, это учел — привлек к работе руководство министерств и глав регионов и уделил внимание институциональным вопросам, например судебной системе.
Авторы новой кудринской стратегии также отметили «высокий уровень имитации или формальной реализации мер и поручений». А такие пункты, как сокращение государственного сектора, адаптация бюджетных расходов к модернизации, предотвращение «утечки мозгов» и улучшение налогового администрирования, не выполняются или вовсе «реализуются в прямо противоположном направлении».
Выполнению «Стратегии-2020» помешали несколько основных факторов. Во-первых, речь идет об «идейных разногласиях» в экспертной среде, говорится в докладе. Авторы приводят в пример программу, которую готовит Столыпинский клуб под руководством бизнес-омбудсмена Бориса Титова и советника президента Сергея Глазьева. С одной стороны, это способствует дискуссии, но с другой — разногласия зачастую могут носить не технический, а идеологический характер.
Отличие программы ЦСР от той же «Стратегии-2020» или майских указов в том, что она «не выглядит безальтернативной», рассуждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Помимо Столыпинского клуба выступить с предложениями может и Минэкономразвития, считает она.
Второй фактор — административные барьеры: госаппарат загружен, министерства координируются с трудом, стимулы развиваться были слабыми из-за высоких цен на нефть, говорится в докладе. Третья причина — противодействие лоббистов, которые не руководствуются идеологией, а «действуют сугубо прагматически».
Описанные ЦСР препятствия «никуда не исчезли», указывает Орлова. Центр приводит несколько способов усовершенствовать стратегическое планирование. У каждого органа, ответственного за ту или иную меру, должны быть соответствующие ресурсы и полномочия. Так, споры между Минфином и другими ведомствами, в первую очередь Минэкономразвития, приводили к тому, что проекты не выполнялись.
Для решения этой проблемы ЦСР предлагает сформировать проектные команды из разных министерств или даже создать «новый надминистерский центр реформ». Однако его существование не должно приводить к новым конфликтам госорганов, поэтому он должен получить полномочия лишь в тех сферах, где «ручное управление — единственно возможный способ гармонизации позиции». Кроме того, ЦСР настаивает на применении санкций за невыполнение мер из программы.
Фото: bbc