«Левада-центр»: россияне ценят качество отечественных продуктов
Россияне пока не изменили своей привычке приобретать одежду и бытовые товары зарубежного производства, однако бесспорно отдают предпочтение отечественным продовольственным товарам, говорят специалисты «Левада-центра». Опрос, проведенный организацией среди полутора тысяч человек в 134 населенных пунктах более чем половины регионах страны, также показал значительное несовпадение предположений наших соотечественников о потребительском рынке и производстве сегодня и двадцать лет назад.
Так, на рынке продовольствия россияне по-прежнему предпочитают отечественную продукцию, которой, как считают 44% респондентов, в стране сейчас больше, чем импортной. Меньше 15% высказали прямо противоположное мнение, а еще 37% думают, что российских и зарубежных продуктов на прилавках примерно равное количество. Примечательно, что аналогичный соцопрос 1996 года показал, что только 7% россиян были склонны полагать, что отечественное продовольствие в стране превалировало. О засилье импорта тогда говорили 63%, четверть опрошенных высказалась за равное количество тех и других.
Почти зеркальная ситуация – в производственной сфере. Сегодня социологи нашли лишь 13% россиян, уверенных в доминировании российской продукции на рынке одежды и обуви. Почти половина опрошенных (44%) говорят о значительном превышении зарубежных тканей и обуви над российскими аналогами, а 38% считают, что продукции обоих производств на рынке сегодня поровну. В 1996 году свыше 80% сказали об абсолютном наполнении отечественного рынка импортными вещами. Доля отечественной одежды на рынке в представлении россиян тогда составляла всего 2%, равенство полагали 13% граждан.
В третьей группе (товары длительного пользования, бытовая и цифровая техника) опрошенные также отметили большее количество импорта (46%). Десятая доля россиян сегодня считает, что отечественных автомобилей и другой нашей продукции на рынке больше, и уже традиционные 35% оценивают долю отечественных и импортных промтоваров как равную. Ситуация 1996 года отразила веяние времени. «Левада-центр» напоминает, что тогда число предпочитающих российскую продукцию не превышала 4%, о равенстве качества товаров разных производств говорили 22% и еще 64% сказали о своих предпочтениях зарубежным образцам техники. Половина граждан снова предпочла зарубежный текстиль отечественному, хотя российская одежда уступает конкурентам всего на 10%. Двадцать лет назад отрыв между категориями был более существенным: импортные вещи предпочитали 59% граждан против 26% приверженцев российского текстиля. Отметим, что в этом году отечественные товары длительного пользования установили рекорд: при покупке их выбрали 37% опрошенных. В предшествующие годы этот показатель не превышал 31%.
Руководитель отдела изучения доходов и потребления «Левада-центра» Марина Красильникова отмечает, что по мере развития производства на российском рынке появляется все больше отечественных товаров. Проводя аналогию с началом 1990-х годов, когда импорт в Россию в десятки раз превышал собственные производительные возможности, эксперт говорит о значительном изменении в предпочтениях россиян, обладающих сегодня возможностью выбора между зарубежным и отечественным производителем. По мнению Красильниковой, россияне «переболели» модой на западные бренды и в настоящее время при соотношении цены и качества они все чаще выбирают российскую продукцию, понимая преимущества местного производства. Наиболее наглядно этот вывод можно отследить по динамике продовольственных предпочтений потребителя: при наличии ассортимента молочная и иная скоропортящаяся продукция из России, как правило, приобретается гражданами в три-четыре раза чаще, чем их иностранные аналоги.
***
Добавим, что данные последнего опроса говорят не столько о потребительских предпочтениях, сколько об успехах российского сельскохозяйственного сектора, сумевшего почти полностью преодолеть последствия экономической разрухи начала 1990-х годов и достойно справляться с текущими вызовами времени, подобными ограничениям на импорт западной пищевой продукции. Ситуация в сфере отечественного промышленного и высокотехнологичного производства, хотя и демонстрирует более скромные показатели улучшения, но также поэтапно выправляется благодаря «санкционным войнам», которые стимулируют снижение зависимости российского промпроизводства от зарубежных комплектующих и оборудования. Дополнительным бонусом, способствующим российскому промышленному приросту, является локализация иностранных производств на территории РФ вследствие создания оптимальных экономических условий в регионах и снятия законодательных барьеров на федеральном уровне.