ЛГБТ-мусульмане в Казахстане: сексуальная ориентация не помеха вере
Казахстанский режиссер Асель Аушакимова сняла фильм о непростой судьбе геев-мусульман в Казахстане. На кадрах ленты «Я устал» молодой казах читает намаз, потом идет на работу в самый обычный офис, после чего возвращается домой. На его руке обручальное кольцо, но дома его ждет не супруга, а любимый мужчина, пишет «Центральная Азия».
Аушакимова, говоря о замысле картины отмечает, что хотела показать двойную жизнь, которую вынуждены вести люди нетрадиционной ориентации в Казахстане, и затронула больную тему: отношения представителей ЛГБТ и религии.
Отметим, что представители авраамических религий отвечают на этот вопрос однозначно: «Нет». Традиционные течения ислама считают гомосексуальные отношения запретным, ссылаясь на кораническую притчу о народе Лута (аналог Содома и Гоморры).
Тем не менее, среди казахстанских мусульман есть представители ЛГБТ, которые отстаивают свое право верить и любить. Айгерим Тлеубаева – бисексуалка. Она же – правоверная мусульманка. Девушка - сторонница queer-мусульманства. Это движение, активисты которого есть во всем мире. Термин queer используется для обозначения любой, не соответствующей традиционной модели поведения и идентичности.
«Во-первых, что такое queer-мусульманство: это ислам, адаптированный под квир. Ислам является частью самоидентификации многих людей в центральной Азии, и адаптация религии – это естественный процесс», – говорит Айгерим Тлеубаева.
Айгерим стала мусульманкой еще в раннем детстве, а то, что ей нравятся девушки, поняла в подростковом возрасте. «В моем случае бисексуальность я осознала где-то в 12 лет, а мусульманкой осознала себя раньше, в классе первом, наверное, когда столкнулась с исламскими ритуалами типа похорон», – рассказала Айгерим.
Она считает, что в Коране, если читать внимательно, нет прямого осуждения гомосексуальных отношений между мужчинами. А про однополые отношения женщин и вовсе нет ни слова - видимо, потому, что в патриархальной религии женская сексуальность – априори тема запретная.
Казахстанский ЛГБТ-активист Амир Шайкежанов, ссылаясь на известного знатока Корана, говорит о том, что в священном писании мусульман, скорее, осуждается сексуальное насилие, нежели гомосексуальность. «Известный авторитетный знаток Корана Али аль-Кисаи высказывал мнение о том, что в истории Лота упомянуты гетеросексуальные мужчины, насиловавшие других мужчин», – прокомментировал Шайкежанов.
Имам Даайи Абдулла известен как первый открытый имам-гей. Он осуждаем многими мусульманскими лидерами, и некоторые местные имамы даже отказываются здороваться с ним.
В 2014 году в Стокгольме две иранки, Сахар Муслих и Марьям Иранфар, сочетались никахом посредством Людовика Мухамеда Захида, которого называют «имамом геев». Несмотря на то что представители секс-меньшинств борются за признание их права верить в Бога, в большинстве случаев священнослужители оставляют нетрадиционную паству за бортом. В Саудовской Аравии, Афганистане и ряде других мусульманских стран, к примеру, однополые отношения караются смертью. В Египте за это можно попасть в тюрьму.
Фото: garago.ru