Популярное деньнеделя месяц
Архив материалов
Новости
15.12.2014 11:54

Медведев: Россия отходит в сторону, позволяя Украине пережить «вторые 90-е»

В понедельник в «Независимой газете» опубликована статья председателя правительства России Дмитрия Медведева под названием «Россия и Украина: жизнь по новым правилам», призванная, по мнению экспертов, охарактеризовать постреволюционные события в соседней стране и стать «дорожной картой» Москвы в отношениях с Киевом на ближайшую перспективу.

В предисловии Медведев критически оценивает время, прошедшее после «цветной революции» на Украине, и констатирует ее неутешительные итоги: «от близкой нам страны, с которой мы дружили, торговали, остались только воспоминания». Однако Россия не намерена поддаваться на провокации, какие бы выпады ни звучали в адрес российских властей, пишет премьер и вновь подтверждает, что Москва не будет использовать военную силу при разрешении украинского кризиса. Вместе с тем, далее Медведев дает понять, что экономические отношения между двумя странами отныне будут предельно жесткими.

Среди первоочередных мер – более жесткое соблюдение миграционного законодательства. В частности, невозможность с 1 января 2015 года для въезжающих в Россию украинцев вести в стране трудовую деятельность без патентного разрешения. В этом случае, сообщает Медведев, Украина не получит ежегодных пополнений бюджета в размере 11-13 миллиардов долларов, которые отправляют на родину работающие в России украинцы. При этом если 6 миллионов граждан соседней страны вернутся обратно в республику из-за невозможности работать в РФ, то безработица на Украине «будет считаться в другом измерении».  

Указывая на историко-культурные и производственно-экономические связи двух стран, российский премьер напоминает, что более двух третей потенциала нынешней украинской промышленности создавалось за счет бюджета Советского Союза. После распада страны некогда общую газотранспортную систему, предприятия ракетно-космической отрасли, ВПК и развитую металлургическую промышленность Украина получила в отсутствие долговых обременений, которые взяла на себя Россия. Медведев пишет, что даже в кризисные для себя годы начала 1990-х годов РФ продолжала поддерживать экономику Украины за счет инвестиционных вливаний, льготных кредитов и поставок, наращивая свою финансовую задолженность перед Москвой и требуя при этом особых условий, например, в газовом вопросе в период 2005-09 годов. Между тем, как отражено в статье, задолженность Украины только за поставки газа к осени 2013 года достигла 2,7 миллиардов долларов. Факт считается вопиющим, отмечает Медведев, учитывая, что республика стала последней из числа стран бывшего СССР, «с которой «Газпром» перешел на рыночные отношения в газовой сфере». Только за счет низких цен на газ Украина сэкономила более 82,7 миллиардов долларов, отмечает автор статьи. При этом российская сторона никогда не использовала экономические преимущества как инструмент политического давления на Киев и наоборот, предлагала отказаться от нерентабельных и вызывающих споры бартерных схем поставок. Но Украина добрососедства России не оценила, и теперь ей предстоит пережить «вторые 90-е», с неминуемым дефолтом и социально-экономическим коллапсом. При этом масштабный общегосударственный кризис подогревается военными действиями официальных властей против жителей восточных регионов собственной страны, а также политическим самообманом украинской элиты «благодаря «европейскому выбору», Соглашению об ассоциации с ЕС и достижению «независимости» от России».  

Медведев критически оценивает подписание Украиной Соглашения о евроассоциации, поскольку, по мнению премьера, экономический диктат республике со стороны ЕС больше походит на «неоколониализм», который требует от Киева без вступления в Евросоюз привести национальное законодательство в соответствие с нормами ЕС за 5-6 лет вместо положенных для этого 5-6 десятилетий. Медведев анализирует текущее ухудшение в промышленном секторе и АПК Украины и приходит к выводу, что страна необходима Европе исключительно в виде источника сырья и рынка товарного сбыта. Местные же производители, не выдержав конкуренции, попробуют проникнуть на рынок Таможенного союза (ТС), однако из-за различия техрегламентов ЕС и ТС в последний их не допустят. В результате Украина «потеряет все свое машиностроение, а финансовый ущерб для ее бюджета составит 15 миллиардов долларов в год», заключает Медведев. Экономические барьеры,  которые выразятся в трудностях для энергетической сферы самой Украины, обойдутся республике куда дороже, чем возведение заградительных стен на границе, предупреждает Медведев.

Примечательно, что попавшей в зависимость от внешней финансовой помощи Украине «никто не горит желанием давать деньги даже на неотложные нужды», говорится в статье. Послекризисной экономике Европы нет дела до внутренних проблем Украины; Брюссель «в самом крайнем случае может выделить кредит на покрытие долга, вот-вот грозящего дефолтом». Медведев отмечает, что «информационный шум» официального Киева вокруг скорого вступления в Евросоюз не имеет под собой оснований, так как Соглашение об ассоциации прямо не содержит не только гарантий подобного вступления, но даже благоприятствующего визового режима. По словам Медведева, страну в лучшем случае ждет участь деиндустриализованной Болгарии, где безработица после присоединения к общеевропейскому альянсу выросла вдвое, а инвестиции упали в девять раз, а в худшем – судьба Турции, которая ожидает своей очереди на вступление уже 51 год. В случае же применения Соглашения об ассоциации в том виде, в каком оно подписано, украинская экономика будет ежегодно терять минимум 33 млрд долларов, подсчитал Медведев. При этом, если бы Европа не толкала Украину к пропасти, а согласилась обсуждать проблемы республики в трехстороннем формате (вместе с Россией), то множества нынешних проблем удалось бы избежать. В частности, председатель российского правительства указывает на отсутствие в этом случае гражданской войны на востоке Украины. Киевским властям Медведев советует понять, что восстановление жизнедеятельности Донецка и Луганска – «это их зона ответственности», если новые власти продолжают рассматривать эти территории украинскими. На сегодняшний день ситуация с экономической блокадой Донбасса говорит, скорее, об обратном, уверен Медведев. Политик посоветовал Киеву действовать так же, как «Российская Федерация, которая взяла на себя ответственность за налаживание жизни людей в Крыму, который на референдуме 16 марта вернулся в состав России». Между тем, тему воссоединения Крыма с материковой Россией премьер считает закрытой.

Рассуждая о будущем двусторонних отношений, премьер полагает, что лучший способ доказать, что «мы в России уважали и уважаем Украину как суверенное государство, – это признание за ней права на сделанный выбор», несмотря на его ошибочность, заключается в статье. Текущие потрясения и ухудшение отношений Медведев, тем не менее, расценивает как шанс в будущем выстроить рациональные, равноправные и прагматичные отношения, в которых Россия «оставит эмоции и «родственные чувства» в стороне и намерена строго следовать своим национальным интересам».

 
 
 
 

E-mail рассылка

Подпишитесь на E-mail рассылку от "Колокола России"