Митинг таджикской оппозиции не состоялся из-за китайских военных?
Вопреки растиражированным таджикской оппозиционной организацией «Группа-24» в интернете призывам к населению собраться 10 октября на митинг на площади Исмоила Сомони в центре Душанбе, мероприятие не состоялось.
В попытке оправдать организационный провал лидер местной оппозиции, опальный бизнесмен Умарали Кувватов, находящийся в эмиграции, заявил, что «революция» не имела бы возможности в случае беспорядков противостоять 800 китайским военным, якобы прибывшим в столицу для поддержки властей республики. Об это сообщает «Росбалт».
Вместе с тем, официальный Душанбе предпринял серьезные меры, чтобы минимизировать распространение информации о намеченной акции протеста. Таджикские власти рассматривали готовящееся мероприятие как пролог к потенциальным волнениям, поэтому в республике заблаговременно заблокировали доступ к более чем двум сотням различных новостных и информационных ресурсов вроде Википедии, социальным сетям Facebook и ВКонтакте. На минувшей неделе также нельзя было попасть на видеохостинг YouTube, наблюдались перебои с сотовой связью. Одновременно с этими мерами в центре Душанбе 4 октября состоялись внеочередные совместные учения таджикских и российских военных из 201-й базы, а за день до намеченного митинга Верховный суд Таджикистана объявил «Группу-24» экстремистской организацией.
Впрочем, как считают эксперты, идея устроить «цветную революцию» в среднеазиатской республике во многом была обречена на провал благодаря самим же оппозиционерам. Так, известный в республике журналист Галина Гриднева написала в своем Фейсбук, что сам Кувватов некоторое время назад входил в число местной элиты, однако финансовые противоречия с другими влиятельными чиновниками вынудили его эмигрировать из Таджикистана и заняться оппозиционной деятельностью из реваншистских побуждений.
Председатель Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров также считает, что оппозиционеры из «Группы-24» не могут считаться участниками политического процесса в республике, так как не имеют реальных ресурсов влияния внутри страны, ведут свою деятельность из-за рубежа и представляют интересы анонимной группы беглых олигархов (кроме Кувватова и другого опального предпринимателя Шарофиддина Гадоева, состав организации доподлинно неизвестен). Аналогичного мнения придерживается руководство другой оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана, пригрозившей своим однопартийцам исключением в случае, если они решат участвовать в митинге 10 октября. По мнению российского политолога Аждара Куртова, местное население в Таджикистане с настороженностью относится к оппозиционерам-эмигрантам. «Практика подобных акций в республике показывает, что их заказчики и спонсоры зачастую бросают тех, кто в стране пытается работать на них и реально рискует», – делится мнением Аждар Куртов. К тому же, социально-экономическая ситуация в республике на данный момент такова, что не располагает население массовым к акциям протеста.