Молдавию на восточный поворот вынудил Евросоюз
Наметившийся разворот Молдавии на восток вполне закономерен. История молдавской евроинтеграции демонстрирует много параллелей с историей украинского кризиса при практически полном отсутствии специфически украинских предпосылок. Иными словами, восточная политика Брюсселя приобрела откровенно неоколониальный характер с момента кризиса 2008 года, пишет EADaily.
Формально у Кишинёва были все предпосылки для успешной евроинтеграции. Страна компактна — без Приднестровья население составляет менее 3 млн — имеет естественного лоббиста внутри Евросоюза (Румыния), на контролируемой территории не существует огромного пророссийского этнического меньшинства, опирающегося на внушительную промышленность, унаследованную от СССР.
Неудивительно, что «европейский путь» до поры до времени выглядел практически безальтернативно и относительно бесконфликтно. Демонстративная лояльность не спасла экс-президента Владимира Воронина, как позже и Виктора Януковича, от силового сценария. В 2009 году он был свергнут в ходе «образцовой» цветной революции. Во многом её можно рассматривать как непосредственную репетицию Майдана.
В итоге фактическим хозяином Молдавии стал такой нетривиальный персонаж, как Владимир Плахотнюк — мультимиллионер, медиамагнат, бывший советник Воронина по «особым вопросам». Вряд ли стоит напоминать, что он сильнейшим образом напоминает Петра Алексеевича.
Иными словами, Брюссель не утруждает себя разнообразием схем. При этом высокая степень коррумпированности в его случае выглядит не препятствием, а входным билетом в коридоры власти (достаточно сложно представить, что Запад пребывал в неведении по поводу того, что представляет собой тот же Порошенко) — очередной «оффшорный аристократ» представляет собой идеальный объект для манипуляций.
В целом, мнение молдавских евроскептиков чётко выразил новый президент. Игорь Додон: «Мы понимаем, что есть соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Кстати, я выступал неоднократно против подписания этого соглашения. Я считаю, что это соглашение для Молдовы никаких плюсов не дало. Мы ничего не получили от подписания этого соглашения. И я не исключаю, что после следующих парламентских выборов будет позиция, и я поддержу эту позицию парламентского большинства — Партии социалистов. Надеюсь, что они получат парламентское большинство, и это соглашение будет аннулировано».
ЕС решает собственные проблемы без малейшей оглядки на интересы интегрируемых; время «витрин», даже настолько малопривлекательных, как прибалтийская, видимо, закончилось навсегда. Брюссель, хронически балансирующий на грани рецессии и долгового кризиса, вероятно, уже не в состоянии позволить себе малейшую благотворительность.
Фото: regnum