Москва и Тегеран возобновляют военно-техническое сотрудничество
Россия активно ищет надежных партнеров для перспективного военно-политического взаимодействия в условиях быстро меняющейся глобальной «повестки дня». В рамках обозначенной экспертами новой российской политики «разворота на Восток» восстановление военного партнерства с Ираном подтвердили на высоком уровне. Это может стать первым шагом в стратегии России по привлечению исламской республики в Шанхайскую организацию сотрудничества и другие международные структуры с доминирующей ролью России.
В рамках официального визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Исламскую республику Иран (ИРИ) между странами подписан ряд важных документов, определяющих взаимные интересы в сфере военно-технического сотрудничества. Об этом сообщает телеканал «Звезда» со ссылкой на слова главы управления пресс-службы военного ведомства генерал-майора Игоря Конашенкова.
По итогам переговоров стороны вышли на скорое подписание правительственного соглашения, предусматривающего «перезагрузку» военного и военно-технического сотрудничества двух стран. Об этом заявил после окончания встречи министр обороны и поддержки вооруженных сил Ирана бригадный генерал Хосейн Дехкан. По его словам, особое внимание будет уделено сотрудничеству по совместной разработке новых технологий и обмену информацией. Закупки новейшего вооружения (систем ПВО С-300 и его модификации), скорее всего, станут дополнительным фактором заинтересованности во взаимовыгодном сотрудничестве.
Агентство РИА Новости цитирует самого Шойгу, который на брифинге после двусторонних встреч сообщил журналистам, что в Тегеране разделяют озабоченность Москвы проблемами наркотрафика и борьбы с международным терроризмом в Афганистане, которые с большой долей вероятности еще более обострятся ввиду завершения боевой миссии США и их союзников в этой стране. Россия и Иран договорились наращивать контакты по этой проблеме и координировать усилия по превентивному противодействию дестабилизации региона. Министр озвучил также, что страны начнут нарщивать практическую составляющую во взаимных контактах: расширят обмен делегациями, скоординируют проведение штабных переговоров, активизируют работу по организации совместных учений, а также обновят программы подготовки армейских кадров.
***
Россия продолжает собирать «группу друзей» и геополитических единомышленников – сторонников многополярного мира. Наряду с Китаем и Индией, отношения с которыми у РФ вышли на новый уровень в минувшем году, более плотные контакты с Ираном позволяют нашей стране получить влиятельного партнера в регионе Юго-Западной Азии и несколько «отдаленных» среднеазиатских членах СНГ (Узбекистан, Туркменистан). Геополитические возможности исламской республики как крупного игрока на сырьевом рынке делают возможную активизацию контактов предпринимателей с обеих сторон еще более привлекательной.
Напомним, охлаждение российско-иранских отношений произошло осенью 2010 года после того, как тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев поддержал резолюцию совета безопасности ООН, касающуюся существенных ограничений на продажу ИРИ вооружений из-за развития собственной ядерной программы. Единственной сферой, в которой продолжилось сотрудничество стран, стала атомная энергетика и проекты, связанные с деятельностью иранских АЭС. Как сообщил сегодня представитель минобороны, потери России в результате сворачивания диалога с Ираном Москва понесла убытки на сумму от 11 до 13 миллиардов долларов. Этот объем включает в себя как поставки уже по подписанным контрактам, а также упущенную выгоду от сворачивания перспективных проектов.
По мнению военных аналитиков, для полноценного возобновления военно-технического сотрудничества с Ираном Москве отныне необходимо приложить дипломатические усилия с тем, чтобы добиться отзыва иска Тегерана об отказе в поставке пяти дивизионов ЗРК С-300 МПУ-1 в третейский суд Женевы на 4 миллиарда долларов, который иранская сторона подала против «Рособоронэкспорта» в 2011 году.
В середине декабря 2014 года на ежегодной пресс-конференции президента России журналист издания «Деловой Иран» выразил недовольство текущим уровнем развития двусторонних отношений, отметив, среди прочего, сокращение взаимного товарооборота и отсутствие координации усилий двух нефтедобывающих стран по противодействию заговору на мировом рынке сырьевого ценообразования.
Коллаж: «Голос России»