Музей блокады Ленинграда хотят доверить потомкам исторических противников
РИА «Катюша» опубликован авторский материал Андрея Антонова, руководителя Славянского отделения ПАНИ, о конкурсе по строительству Музея блокады Ленинграда. Автор обеспокоен, что за дело могут взяться строители «антиистории» - иностранные подрядчики. Предлагаем текст вниманию читателей «Колокола России».
Администрация Петербурга объявила конкурс по созданию концепции Государственного музея обороны и блокады Ленинграда. В нём предполагается участие архитекторов из Питера, Москвы, Норвегии, Германии, Финляндии и США. Пять претендентов из города на Неве: «Земцов, Кондиайн и партнеры», «Студия 44», архитектурная мастерская Мамошина, архитектурное бюро «А. Лен» и бюро Романова. Разработать концепцию вызвались «Бюро Снохетта» из Норвегии, финское «Бюро Лахдельма и Махламяки» вместе с «Агентством Ральфа Аппельбаума» из США и «Бюро Томаса Херцога» из Германии. Участником из Москвы является проектный институт «Арена».
По мнению директора действующего музея блокады Сергея Курносова, для всей коллекции места в здании на Соляном переулке не хватает, отсутствуют выставочные площади, фондохранилище и помещения для архива. 16 мая с участниками конкурса встретился вице-губернатор города Владимир Кириллов. Для них провели экскурсию по существующей экспозиции, высказали пожелания заказчика. 8 сентября текущего года будут объявлены победители конкурса.
Новый комплекс появится на пересечении Смольной набережной и Орловской улицы, что уже утверждено Смольным. Город готов выделять на его постройку до 2019 года по 1 миллиарду в год. Окончательную стоимость назовут по итогам конкурса. Строительство планируется закончить к 2019 году.
Возникают вопросы: а чем концепция старой экспозиции не устраивает городские власти? Много лет она устраивала город и горожан, а тут... Разве нельзя на её основе расширять музей? Зачем затевается перестройка? Ведь итоги этих перестроек, и более масштабных, мы знаем. Знаем и о попытках стереть нашу память, или исказить историческую действительность.
И что у нас в стране, имеющей колоссальное количество крупнейших, крупных и небольших музеев не хватает специалистов, чтобы заняться расширением музейной экспозиции? Мы не можем обойтись без иностранцев? А как же с политикой по импортозамещению, провозглашённой президентом России? Или кто-то думает, что через иностранные фирмы получать откаты более безопасно?
Итоги работы этих «иностранных экспертов» за годы реформ нам хорошо известны. Прихватизация по американским лекалам привела к развалу промышленности и сельского хозяйства. Десятки «экспертов», а вернее агентов ЦРУ, не жалея себя, а, прежде всего нас – жителей России, трудились в Госкомимуществе под руководством Чубайса. «Реорганизация» Вооружённых сил по американо-европейской концепции привела к разгрому российской армии и флота. И теперь, пусть в более малых масштабах, наступаем на старые грабли? Кто толкает на этот путь? Ведь концепция определит содержание и идейное направление всей музейной экспозиции.
Кстати, один из претендентов по перестройке музея блокады Ленинграда американская фирма «Агентство Ральфа Апфельбаума» создавала известный своей негативной славой «Ельцин-центр» в Екатеринбурге. Оно там выиграло «конкурс». Антиисторическую и разрушительную направленность начинки «Ельцин-центра» в столице Урала хорошо описал Никита Михалков, да и многие другие здравомыслящие граждане страны.
По сообщениям СМИ «Ральф Апфельбаум» - автор Еврейского музея и центра толерантности в Москве. Не попытается ли этот «Апфельбаум» создать концепцию музея блокады города-героя Ленинграда на основе «толерантности»… к безжалостному фашистскому агрессору. Или исказить реальные факты обороны Ленинграда, как сделал это с этапами ельцинского правления, когда развал и разграбление страны объявил движением к прогрессу.
Американцы здесь идут в тандеме с финнами. Стоит вспомнить, что именно Финляндия, верный союзник гитлеровской Германии, организовала блокаду Ленинграда с севера. Год назад на здании военного училища Питера была повешена табличка руководителю Финляндии, гитлеровскому пособнику маршалу-фашисту Маннергейму. В результате протестов жителей городские власти её всё-таки сняли. Теперь нам, возможно, в городском музее представят американо-финскую версию обороны и блокады Ленинграда.
Финны активно участвуют в создании мифов о Великой Отечественной войне. О том, как Маннергейм «благородно» остановил финские войска под Ленинградом на старой советско-финской границе, границе до 1939 года. Хотя на самом деле финны значительно перешли эту самую старую границу и были остановлены лишь самоотверженными действиями подразделений Красной Армии на линии Карельского укрепрайона. Издают книги, где советские воины отнюдь не положительные герои. А уважения заслуживают финские войска, создававшие на оккупированной территории концентрационные лагеря для мирного населения, где гибли женщины, старики и дети.
Вряд ли у жителей Северной столицы, потомков героев-блокадников, вызовет энтузиазм, если концепцию музея обороны города будут разрабатывать архитекторы из Германии. Страны, возглавившей в 1941-м европейский крестовый поход на Советский Союз и организовавшей чудовищную блокаду, в ходе которой погибли сотни тысяч ленинградцев.
Кто-то, возможно, скажет, что автор статьи не толерантен, столько лет прошло, стоит многое забыть. А как же с девизом: никто не забыт, и ничто не забыто. Да и разве могли бы представить защитники Ленинграда, погибшие в окопах на подступах к городу, на улицах и в домах под бомбёжками и артобстрелами, от голода и холода, что музей героических и трагических блокадных дней и ночей будут создавать представители стран-агрессоров. Вряд ли это будет и проявлением уважения к их памяти.
Я не пытаюсь вызвать неприязнь к жителям сегодняшней Германии, Финляндии или Америки. Там много добропорядочных людей, дружески относящихся к России. Но всё же должно быть чувство такта и уважения к памяти погибших, к величию подвига жителей города, да и всей страны.
Этот музей должен от начала и до конца создаваться потомками героев-победителей, гражданами нашей страны. Это наш сыновний долг. И нельзя его перекладывать на заморских специалистов. Все известные посвящённые защитникам страны мемориалы, созданные в советские годы, возводили советские архитекторы и строители. Это была огромная благодарность подвигу наших отцов и дедов, матерей и бабушек, дань нашим традициям. Благодарность, созданная своими руками. Тем более, что нам это под силу. И надо развивать свои архитектурные и строительные возможности, поддерживать достойных отечественных архитекторов.
Не так давно на заседании городского правительства губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что молодое поколение плохо знает историю Великой Отечественной войны, сегодня в мире ведётся «оголтелая пропаганда против России», налицо попытки переписать историю. Он поручил вице-губернатору Владимиру Кириллову усилить мероприятия по историческому образованию молодёжи.
Неужели приглашение заморских спецов для создания концепции столь значимого музея, встреча с ними Кириллова является надлежащим выполнением поручения губернатора. На мой взгляд, наоборот это может содействовать фальсификации истории Великой Отечественной войны. И молодёжи будет вдалбливаться антиистория.
Американцы и западноевропейцы уже добились того, что жители их стран, да и многих других, считают, что основной вклад в победу над фашистской Германией и их союзниками внесли США. Что основные военные действия разворачивались в боях между войсками англо-американцев и подразделениями германского вермахта. Что Победа ковалась не под Ленинградом, не в Сталинграде и на Курской дуге, а в Северной Африке, где англо-американцы «били» немецкие части генерал-фельдмаршала Роммеля.
Теперь осталось задурить мозги жителям постсоветского пространства, одной шестой части планеты, в том числе, жителям России. И участие американо-европейских компаний в подобных музейных проектах весьма удобный повод для проведения их разрушительной политики. А делается это, полагаю, при помощи российской пятой колонны, оккупировавшей государственные и общественные структуры.
Датой основания действующего музея обороны и блокады Ленинграда можно считать 30 апреля 1944 года, когда в соответствии с постановлением Военного Совета Ленинградского фронта от декабря 1943 года в здании бывшего сельскохозяйственного музея на Соляном переулке была торжественно открыта выставка «Героическая оборона Ленинграда». 5 октября 1945 года распоряжением Совета народных комиссаров РСФСР выставка была преобразована в музей. В 50-х годах прошлого века экспозиция музея на Соляном была закрыта и восстанавливалась в своих пенатах уже в 1989 году.
В августе 1945 года выставку посетил находившийся в Ленинграде генерал Д. Эйзенхауэр. После посещения он написал в книге отзывов: «Музей обороны Ленинграда является наиболее замечательной выставкой из всех виденных мною. Героическая оборона города заслуживает увековечивания в нашей памяти в вещественном выражении – настоящий музей достойно осуществляет это».
И подобных отзывов немало. Экспозиция музея высоко оценена многими известными лицами, жителями города, всей России. Так зачем менять концепцию музея? Она патриотична и нравственна. Или в глазах чиновников мнение жителей города, авторитетных людей ничего не значат?
Зачем менять месторасположение музея? Кому-то приглянулся прекрасный старинный особняк, в котором располагается экспозиция? На новом месте можно создать филиал музея уже с применением современных технологий. А созданную экспозицию оставить в уже известном всем горожанам здании. К тому же филиал будет находиться совсем недалеко от него. Кстати, музей обороны Ленинграда уже имеет филиал на берегу Ладожского озера вблизи Дороги жизни в дер. Коккорево. Он называется «Обособленная экспозиция «Дорога жизни». Так что опыт по созданию филиалов музея обороны и блокады Ленинграда уже есть.
Основу музея, считаю, должна составлять уже действующая экспозиция. Перестройками мы уже пресытились. Хватит. Не ломать и перестраивать, а развивать и продолжать начатое благое дело. В этом, думаю, наша задача.