Немецкий юрист рассказал, зачем Киев пытается выставить ополченцев «террористами»
Ополченцев Донбасса нельзя считать «мародерствующими бандами» или «террористическими группировками». Международное право квалифицирует ситуацию на Юго-Востоке Украины как вооруженный конфликт. Между тем, украинские власти заинтересованы в том, чтобы выставить это не военным конфликтом, а действиями уголовников и террористов. Об этом Deutsche Welle рассказал немецкий юрист, профессор права из Гамбургского университета Райнхард Меркель. Примечательно, что интервью опубликовано в DW – издании, известном своей антироссийской позицией и поддерживающем украинскую хунту.
Меркель пояснил, что международное право квалифицирует конфликт на Украине не как деятельность террористов, а как вооруженный конфликт, исходя из определенных признаков, в частности, в Донбассе применяются тяжелые вооружения, имеются вооруженные подразделения под командованием.
Украина же пытается утверждать, что ополченцы Донбасса – это «террористы» и «уголовники». По словам Меркеля, делается это для того, чтобы ограничить права военнопленных. В частности, по его словам, задержанный ВСУ 22-летний россиянин Виктор Агеев как военнопленный имеет право потребовать в суде уточнить его статус.
При этом, продолжил Меркель, принципиальным моментом является то, что, согласно международному праву, статус военнопленного может иметь только боец – лицо, открыто носящее и использующее оружие в вооруженном конфликте. Если же человек задержан без оружия, то его участие в вооруженном конфликте еще предстоит доказать. В то же время если улик, подтверждающих это, нет, то его могут судить только как гражданское лицо согласно Уголовному кодексу, если есть обоснованные обвинения в его адрес.
Меркель также пояснил, что подтвержденный Министерством обороны России статус резервиста Вооруженных сил также никак не влияет на статус таких ополченцев, как, например, Агеев. «Их статус определяется тем, чем фактически они там занимаются», – пояснил эксперт.
Кроме того, заявил он, международные правила обращения с военнопленными запрещают выставлять их на посмешище, в том числе с помощью СМИ. Так ответил на просьбу прокомментировать действия украинских журналистов, взявших интервью у Агеева. «Мы, конечно, не знаем, оказывали ли на него давление и какое: оно могло быть «позитивным»: ты все расскажешь, и с тобой будут лучше обращаться. Так что подобные высказывания в эфире всегда вызывают подозрения», – сказал он.
«Говорить, что это (ополченцы Донбасса – прим. «Колокол России») мародерствующие банды или террористические группировки, – не в полномочиях украинских властей. Возможно, не всегда в этом конфликте участвуют солдаты классического образца, но они пользуются оружием открыто, а не так, как террористы, которые тайно подкладывают какие-то бомбы или взрываются с ними вместе», – заключил Меркель.
Фото tsn.ua