Около 20% украинских магазинов вскоре могут закрыться
В течение текущего года на Украине могут закрыться до 20% торговых продуктовых сетей, считает директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Об этом он заявил украинскому изданию «Вести».
В настоящее время, спустя три недели после продуктового ажиотажа, полки большинства магазинов так и не заполнились товарами. Причём это касается всех участников продуктового рынка – от небольших торговых сетей до крупных супермаркетов, в последних – пустые полки занимают бутылками с минеральной водой. Кроме того, в некоторых магазинах сотрудникам уже несколько месяцев не выплачивают заработную плату.
По мнению Дорошенко, у сложившейся ситуации «ноги растут» ещё из середины 90-х годов, когда многие крупные магазины только начали осваивать украинский рынок. Тогда качество товара в них было высоким, ассортимент разнообразным, а цены по сравнению с небольшими магазинами выигрышными за счет масштабов торговли.
С тех пор для всех поставщиков осталось требования предоставлять отсрочку платежа, которая составляет в среднем 90 дней. Таким образом, вся розничная торговля на Украине была построена на кредитном принципе: торговцы сначала получали товар, продавали его и лишь потом расплачивались с поставщиками.
Однако после валютных потрясений и девальвации национальной валюты 2014 года на плаву остались только самые финансово стойкие поставщики, но даже они стали отказываться работать в новых условиях по старым правилам.
«Это происходило даже по крупам и макаронам», – подчеркнул Алексей Дорошенко и отметил, что в результате полки пустеют, обороты магазинов падают, долги по заработной плате и налогам растут. «А результатом станет закрытие многих торговых точек», – резюмировал директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей.
Проблему признаёт и руководство самих торговых сетей, однако, по их мнению, она ещё не приобрела катастрофический характер.
«Крупным сетям закрытие не грозит. Расширяться в нынешних условиях вряд ли кто-то будет, но удержать позиции вполне реально», – уверен совладелец сети «Фуршет» Игорь Баленко.
Однако пока речь идёт лишь о реализации продуктов украинского производства. Введение Украиной пошлины на импорт существенно сократило количество завозимых из-за рубежа продуктов питания.
«Пропорции импортных товаров к украинским составляют сейчас примерно 10/90. Люди активней покупают отечественные продукты, так как они дешевле, что в свою очередь дает возможность нашему производителю развиваться», – объяснил Игорь Баленко.
Три недели назад в стране началась паника, в результате которой население накупило «стратегических продуктов» вроде круп, макарон и соли с сахаром на полгода вперёд, в результате чего спрос даже на отечественные продукты временно уменьшился.
«Гречку, подсолнечное масло и сахар теперь долго покупать не будут», – уверена руководитель аналитического отдела Консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.
Эту информацию подтвердили в торговых сетях, однако тут же напомнили, что закупленные запасы люди скоро съедят и придут за новыми.
«Да, небольшой провал в покупателях был, но уже сейчас начинают приходить все больше», – согласился Баленко.
Кроме того, всё поставщики привязывают стоимость на свои продукты напрямую к курсу валют, а не к константной стоимости в гривнах. Таким образом, сложившая на Украине экономическая ситуация лишь усилит инфляцию в сфере продуктов первой необходимости.