Патриоты спорят о песне «Небо славян» - мерзость или гимн?
Песня Константина Кинчева «Небо славян», несомненно, тянет на неофициальный гимн России (неофициальные гимны существуют у многих стран и они потому и неофициальные, что не во всем политкорректны), пишет публицист Егор Холмогоров, давая подробный разбор песни в ответ на обвинения писателя Германа Садулаева, который уличил Кинчева в нацизме, фашизме, расизме и ксенофобии.
Старая песня бессменного лидера группы «Алиса» Константина Кинчева неожиданно привела к настоящей разборке патриотов в соцсетях. По мнению писателя Германа Садулаева – композиция мерзость и ксенофобский выпад. С ним соглашается актер Иван Охлобыстин и спорит публицист Егор Холмогоров. По словам последнего Кинчев создал краткую поэтическую формулу русского национального мифа и неофициальный гимн русских.
«Абсурдными выглядят претензии разоблачающего Кинчева писателя Садулаева к «ярму басурман». Конечно, быть в России писателем это не значит знать хорошо русскую словесность и значения русских слов. Современная российская литература вся вышла из «стремительного домкрата», а журналистика увивает своим плетением словес стрелку осциллографа», – пишет Холмогоров.
«Кинчев говорит о «ярме басурман» не в специальном, а в общем значении, говорит о ярме иностранства и иностранщины – основной духовной болезни нашей элиты и интеллигенции вот уже не первую сотню лет. Именно это ярмо тяготит нас и внешне, когда за заботу о нашей собственной земле против нас вводят санкции, и внутренне, когда мы сами жертвуем развитием, идентичностью, чувством самоуважения ради очередного гаджета или словесной фитюльки. Перестать басурманиться, выйти из под ярма – несомненно самая актуальная задача для русской цивилизации, что так точно и выразил Кинчев.
Будь писатель Садулаев поначитанней, он бы вспомнил, к примеру, повесть классика второго ряда русской литературы Ивана Лажечникова «Басурман». Вся нелепость упреков в расизме и ксенофобии, адресованных Кинчеву совершенно очевидная из следующих строк: «но в наших венах, кипит небо славян».
Из этого образа совершенно очевидная неприменимость к автору текста упреков в «национализме крови». Кровь – красная. А небо — голубое. Если в наших венах кипит небо, то речь не о плотском, а о духовном родстве, о проникающей в саму плоть духовной природе, небесном призвании, о котором так много уже сказал Кинчев в первом куплете, как и во многих других песнях («я иду по своей земле к Небу которым живу»).
Именно эта духовное субстанция, духовное призвание, и должны кипеть в крови истинного славянина по представлениям великих славянофилов как Ф.И. Тютчев, И.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, которые все более решительно подчеркивали, что славянство это, прежде всего не кровь, не племенное начало, племенное понимание роднило бы нас, к примеру, с пронизанной русофобией Польшей. Славянство это прежде всего дух – дух церковный, православный, дух культурный, связанный с развитием византийского и русского начала, дух государственный, связанный с Россией.
Именно это родство славянского духа, «небо славян в венах» и переживается в кинчевской лирике как основа уже природного единства. Мы – братья по той небесной крови, которая кипит в каждом сыне русской цивилизации. Именно в такой логике, а не наоборот», – заключает Холмогоров.
Между тем, остаются непонятными причины внезапных претензий Германа Садулаева Константину Кинчеву. При прочтении его «открытого письма» возникает впечатление, что у Садулаева наступил кризис жанра. Что делал или где был Садулаев с 2003 года? Ведь именно тогда появилась песня Кинчева «Небо славян», к которой, внезапно, в 2017 году у Садулаева появились претензии. Ну что же, ждем разноса других музыкальных произведений! Дерзайте, Герман!
Фото: StarHit