Политолог: Приднестровью и Молдавии удалось договориться
В начале января на территории Приднестровья прошли переговоры между новоизбранными президентами ПМР и Молдавии Вадимом Красносельским и Игорем Додоном. Обсуждались вопросы передвижения граждан, проблемы транспорта, телекоммуникаций и прочего. Не обсуждался главный вопрос – политический. Хотя некоторые эксперты уже заявили, что сам факт таких переговоров – косвенное признание Приднестровья, заявил порталу Nakanune.ru декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов.
«Политический вопрос является самым сложным, и с ним связан целый ряд подводных камней. Конечно, сейчас в Молдавии к власти пришёл вполне пророссийский кандидат, готовый взаимодействовать и с Россией, и с Приднестровьем в конструктивном ключе, но, во-первых, Додон всё-таки президент «половины» Молдавии. Другая половина голосовала за прорумынские, проевропейские силы, и там он обладает малым и неустойчивым большинством. И конъюнктура в определённой, даже краткосрочной, перспективе может поменяться.
Во-вторых, в Молдавии, как бы то ни было, элита в целом настроена достаточно проевропейски, тут Додону, конечно, будет крайне сложно с ней выстроить конструктивные отношения и перепрограммировать, хотя он уже предпринимает для этого некоторые меры – например, отправил в отставку откровенно антироссийского министра обороны.
Поэтому в Приднестровье существуют вполне реальные опасения относительно того, что пройдёт президентский срок Додона, потом он может проиграть выборы, а дальше к власти могут прийти русофобские, антироссийские и антиприднестровские силы. И идти сейчас на какие-то варианты интеграции, конечно, ПМР крайне рискованно.
Очень надеюсь, что такой приход к власти пророссийского кандидата не приведёт к потере бдительности руководства России. Я думаю, там тоже понимают все эти и политические, и военно-политические риски, и довольно зыбкие позиции Додона. И надеюсь, что всё равно Россия сохранит военное присутствие в регионе в качестве гаранта стабильности и мира, тем более что Запад, так или иначе, признавать Приднестровскую Молдавскую Республику, само собой, никогда не будет. Додон – тоже, конечно, потому что это приведёт к очень серьёзному подрыву его политических позиций у молдавской элиты. Сейчас возможность возобновления конфликта резко снизилась, другое дело - что в перспективе она все же сохранится.
В результате переговоров президентов возможно некоторое облегчение коммуникативного, культурного, экономического сотрудничества, может произойти взаимный обмен делегациями Приднестровья и Молдовы, может начаться реализация совместных логистических проектов, произойти облегчение взаимодействия. Также какие-то красивые декларации могут быть приняты в развитии политического сотрудничества на перспективу.
Но сохраняется слишком много проблем. Тем более, новый президент Приднестровья был настроен более пророссийски, подписал указ, чтобы российская символика использовалась более широко в ПМР, и в целом Приднестровье видит себя в составе России. Молдавские же власти, хотя и декларируют свою приверженность духу сотрудничества с Россией, явно не готовы к такой широкой политической коалиции с нашей страной. И это всё служит очень серьёзными препятствиями для развития политической интеграции между Приднестровьем и Молдовой даже по боснийскому сценарию».
Фото: sputnik.md