Политолог: Сербия шатается между военным нейтралитетом и любовью с НАТО
В то время как сербские чиновники провозглашают военный нейтралитет страны, вооруженные силы Сербии активно развивают военное сотрудничество с целым рядом стран. О том, удастся ли Сербии сохранять военный нейтралитет, о котором говорят политики политолог Драгана Трифкович написала в своей колонке для «Известий».
«Раньше бывшая Югославия была буферной зоной между Востоком и Западом и успешно вела сбалансированную внешнюю политику. Целью этой политики было сотрудничество и с Востоком, и с Западом. Во время правления Тито Югославия была одним из основателей движения «внеблоковых» стран, ставшего сильной альтернативой военным блокам. Движение неприсоединения было основано на идеях национальной независимости, суверенитета, территориальной целостности и безопасности неприсоединившихся стран. После распада союзного государства бывшие республики Югославии не проявили к Движению неприсоединения никакого интереса.
Югославия, которая после войны 90-х годов прошлого века, состояла из двух оставшихся республик (Сербия и Черногория), после политических перемен 2000 года сосредоточилась на стратегическом сотрудничестве с евроатлантическими структурами и выбрала путь европейской интеграции. В 2006 году, после разделения, Сербия и Черногория присоединились к программе НАТО «Партнерство ради мира». И сегодня, несмотря на то что европейская интеграция Сербии остается приоритетом, в число важных внешнеполитических моментов входит также развитие связей с Россией, США и Китаем.
В соответствии со стратегией национальной безопасности Республики Сербия самой большой угрозой безопасности являются сепаратистские тенденции, которые поддерживаются работой международного сообщества (здесь в первую очередь речь идет о южной сербской провинции Косово и Метохия): «Такие действия подрывают международный правопорядок и укрепляют сепаратизм и конфликты на этнической основе и, таким образом, ставят под серьезную угрозу общую ситуацию безопасности в мире».
Таким образом, сотрудничество Сербии с НАТО и странами Запада противоречит стратегии национальной безопасности, если учесть тот факт, что НАТО и США в качестве ведущего члена этой организации привели к принудительному отсоединению южной сербской провинции. Сотрудничество Сербии с Россией, напротив, строится на взаимном интересе как в рамках соблюдения международного, так и внутреннего права.
Очевидно, что Сербия должна развивать свои отношения с Россией и Белоруссией в военной сфере и военно-техническом сотрудничестве и выводить их на более высокий уровень. Белграду необходимо решить вопрос о модернизации вооружения в сотрудничестве с Россией. Однако все эти шаги будут в большей степени зависеть от политических решений и возможности Сербии функционировать в очень сложной ситуации, когда страна должна действовать в соответствии со стратегической ориентацией на Европейский союз.
При этом политикам следует учитывать и настроение народа. По данным социологических опросов, около 80% граждан Сербии поддерживают стратегическое сотрудничество с Россией, более 80% выступают против сотрудничества с НАТО и менее 50% — за европейскую интеграцию».
Фото: News Front