Путин наложил вето на закон о создании общероссийской базы данных обучающихся и их семей «Контингент»
Президент России Владимир Путин впервые с 2012 года воспользовался правом вето, чтобы отклонить ювенальный и глобалистский закон о внесении изменений в закон об общих принципах организации местного самоуправления и в закон об образовании, сообщает kremlin.ru.
Законопроект, спешно проведенный через обе палаты российского парламента перед самым Новым годом, предусматривал создание федеральной и региональной электронных баз данных «Контингент обучающихся», передавая на подзаконный уровень (правительству и в регионы) неограниченное право определять перечень частной информации о ребенке/семье, который подлежит обязательному (!) включению в электронную базу данных «Контингент» и будет доступен разным «органам и организациям».
Отметим, что за систему тотального учета российских детей проголосовала вся фракция «Единой России» в Госдуме (в том числе – записные патриоты Евгений Федоров, Виталий Милонов, Ирина Яровая), за исключением экс-прокурора Крыма Натальи Поклонской, подавшей голос против. Единственным открытым противником законопроекта в Совете Федерации была сенатор Елена Мизулина, а главным лоббистом оказался председатель комитета СФ по конституционному законодательству Андрей Клишас.
Лоббисты-ювенальщики планировали протащить закон о «Контингенте» оперативно и втихую, как это было ранее сделано с законом «срок за шлепок», фактически устанавливающим уголовную ответственность для родителей за любые меры физического воздействия на детей.
Родительские общественные и правозащитные организации были возмущены и неоднократно выражали свой протест данному закону, указывая на его антиконституционность. Так, еще в прошлом году, рассказывая о целях принятия «Контингента», в Минобрнауки отмечали: «Данные о детях должны попадать в базу с момента рождения. В личном деле должны быть указаны сведения об образовательных учреждениях и успеваемости, победах в конкурсах, олимпиадах и т.д. Кроме того, в базе данных должна содержаться информация о здоровье ученика, а также сведения о родителях и ситуации в семье».
В законопроекте, в частности, говорится: «Органы исполнительной власти субъектов РФ помимо перечня сведений, указанных в части 18 настоящей статьи, вправе определять перечень сведений, содержащихся в ГИС «Контингент обучающихся» субъектов РФ, а также перечень органов и организаций, уполномоченных передавать и получать эти сведения, порядок и сроки передачи и получения этих сведений, порядок их обработки, порядок и срок хранения этих сведений, порядок осуществления доступа к ним с использованием единой системы идентификации и аутентификации...»
Комментируя этот пункт, общественники справедливо называли его частью скрытого плана по торговле российскими детьми, потому что данные из базы на законном основании и без ведома родителей могли быть переданы НКО, в том числе имеющим зарубежное финансирование.
Законопроект грубо нарушает ст. 23 Конституции «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которой права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (а не подзаконными актами), а также подрывает право каждого гражданина РФ на образование (ст. 43 Конституции), в т.ч. потому что граждане не смогут получать образование без нарушения неприкосновенности их частной жизни.
Вопреки ФЗ «О персональных данных», предусматривающего обязательное письменное согласие родителей на сбор данных об их детях, ФЗ о «Контингенте» такого согласия не предусматривает. То есть в случае его принятия, каждый первоклассник или даже посетитель детского сада и его семья автоматически оказывались бы в этой базе. Напрашивается лишь один вероятный путь ухода от внесения частных данных в «Контингент» – домашнее обучение.
«Полагаю, что Федеральным законом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах «Контингент обучающихся» субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системе «Контингент обучающихся», а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность», – пояснил Путин причины ветирования данного законопроекта.
Добавим, что до этого президент отклонял закон, одобренный парламентом, в 2012 году. Это был документ под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Тогда Путину также не понравилось отсутствие конкретики, в частности – тот факт, что в законе не были определены критерии и показатели, необходимые для оценки эффективности результатов деятельности ИЦ «Сколково» в экономической, социальной и научной сферах.
От себя заметим, что несмотря на этот новогодний подарок от президента, родительской общественности рано расслабляться. Идея создания единой электронной базы данных на детей и их родителей витает в правительственных коридорах уже много лет. Очевидно, после чистки откровенных ляпов и переборов законопроект об ИС «Контингент» вновь будет внесен на рассмотрение в Госдуму.