Радикальный ислам захватывает Дагестан и распространяется в России все быстрее
В общественном сознании россиян уже сложился устойчивый образ исламского радикала: как правило, это грозного вида человек с большой бородой, который партизанит в лесном подполье и время от времени позирует с автоматом в руках. Однако недавние события в российском Дагестане показывают, что в крупных городах республики практически создано уличное движение, организованное по сетевому принципу – то есть способное в любой момент как бы стихийно сформировать ядро протестного движения в отсутствие явного лидера волнений и вступить в столкновения с местной полицией.
Обозреватель «Независимой газеты» Владислав Мальцев пишет, что системная работа по подготовке фундаменталистов на территории Дагестана ведется уже достаточно продолжительное время, несмотря на усилия спецслужб. Рассуждая о возможностях различных вариантов «исламской цветной революции» в реалиях российского Северного Кавказа, журналист упоминает о случаях «пробы пера» дагестанскими радикалами. Так, Мальцев иллюстрирует опасность возрастания исламизма в молодежной среде на примере событий 31 октября 2014 года в Махачкале, когда после традиционного пятничного богослужения в столичной мечети на улице Венгерских бойцов последователи салафитского (радикального) ислама спровоцировали драку с силами полиции, которая, по словам очевидцев, была похожа на настоящее боестолкновение.
Показателен также другой описанный журналистом случай с задержанием 8 октября радикального проповедника Надира Абу Халида: тогда с помощью соцсетей многочисленные слушатели его проповедей из разных районов республики в течение нескольких часов прибыли в Махачкалу, к Кировскому РОВД, где содержался имам. Столкновений удалось избежать только благодаря опытным переговорщикам из числа полицейских, введению по городу плана «Вулкан-5» и участию местных старейшин. Мальцев обращает внимание, что минувшей осенью ситуация вокруг ареста одного из духовных лидеров местных салафитов также активно подогревалась через информационные «вбросы» в сеть. Блогеры из числа российских радикалов даже проводили параллели между Дагестаном и началом гражданской войны в Сирии, которая тоже начиналась с задержания поборников идей ваххабизма в мечетях провинциального города Дераа.
Обозреватель напоминает, что вспышки насилия на почве роста радикальных настроений в среде мусульман характерны не только для Северного Кавказа. Так, еще перед махачкалинскими событиями 26 сентября 2014 года скандал вызвал инцидент возле Исторической мечети в Москве, когда прихожанин после окончания службы в попытке уйти от преследования правоохранителей совершил наезд на одного из полицейских. Более того, тогда решение полиции о его задержании вызвало негодование единоверцев, которые ультимативно потребовали от служителей порядка отпустить задержанного и грозились перевернуть автозак, в который уже посадили нарушителя.
Одним из направлений профилактической работы для предотвращения рецидива несанкционированных акций мусульманской молодежи может быть углубление религиозного обучения традиционному исламу и совершенствование методик его преподавания, в том числе, с использованием сетевых технологий. Вакциной против распространения радикальных настроений в молодежной среде может стать реформа социальной сферы: обеспечение возможности трудоустройства выпускников исламских учебных заведений, а до этого – разработка образовательных программ и единого образовательного стандарта для высших, среднеспециальных и начальных религиозных учебных заведений на Северном Кавказе и в Поволжье. Эти вопросы ежегодно обсуждаются на международной исламской теологической конференции, организуемой Советом муфтиев России (СМР).