Российская армия оказалась в «мертвой петле Сердюкова»
Разогнанный несколько лет назад офицерский корпус приходится собирать по всей стране. Начальник Главного управления кадров МО РФ генерал-полковник Виктор Горемыкин рассказал о нечеловеческих усилиях его подчиненных по комплектованию Вооруженных сил офицерским составом. Причем, методами, мягко говоря, нестандартными, в других армиях просто невиданными, пишет «Свободная пресса».
По словам генерал-полковника, «все источники в целом позволили нам принять на военную службу в 2016 году более 11 тысяч офицеров, что практически сопоставимо с полноценным выпуском из вузов Минобороны». Из контекста понятно, что речь идет о призыве в строй тех, кто до недавнего времени находился в запасе.
Подчиненные генерал-полковника Горемыкина скребут по сусекам вовсе не двухгодичников. Возвращение на службу выгнанных из армии печальной памяти прежним министром обороны Анатолием Сердюковым кадровых офицеров — вот сегодня главный резерв и основная надежда армейских кадровиков. А их, выгнанных буквально взашей, безжалостно раздавленных гусеницами бездумных наших военных реформ, ни много, ни мало — 200 тысяч человек. В подавляющем большинстве — капитаны, майоры, подполковники. Самые энергичные и опытные кадры, на которых все в армии и держалось.
Но тогда, всего каких-то пять-шесть лет назад, нас уверяли, что офицеров в России развелось слишком много. Столько, дескать, ни к чему в «Вооруженных силах нового облика», придуманного Сердюковым. На три года при нем практически прекратили набор курсантов в высшие учебные заведения. Резали по живому. Количество военных вузов с 64 за пару лет сократили до 17. Их кадровый состав уменьшился в 7 раз. Теперь решено все поворачивать вспять.
При этом, по словам генерал-полковника Горемыкина, в Минобороны методы используют и впрямь «неординарные». В местной прессе рядом с объявлениями о наборе продавцов и кассиров в супермаркеты, массово приглашаются на офицерские должности лейтенанты.
В сентябре 2016 года по личной инициативе командующего войсками округа генерал-полковника Сергея Суровикина вербовщики были направлены в 26 западных регионов страны. В их числе — Санкт-Петербург, Воронежская, Липецкая, Курская, Тамбовская, Брянская, Костромская, Вологодская, Свердловская области и Татарстан. Это значит, что командующего так припекло отсутствие подчиненного офицерского состава, что пришлось идти на немалые расходы на командировки и принимать чрезвычайные меры.
Но в комендатуру или на взвод охраны офицеров запаса как-нибудь все же подберут. Все гораздо хуже и сложнее в Воздушно-Космических силах. Конкретно: как быть с боевыми летчиками, которых при Сердюкове тоже прогоняли из армии во множестве? Даже несколько лет, проведенных на «гражданке» без летной практики, грозят бывшим пилотам истребительной, штурмовой или бомбардировочной авиации полной потерей квалификации. Возвращать таких на службу практически бесполезно. Или нужно серьезное время и деньги на переподготовку.
Между тем, положение в ВКС РФ складывается просто отчаянное. По данным экспертов, некомплект летного состава там уже значительно превышает 20%. Ежегодная убыль военных летчиков по естественным причинам (прежде всего — по здоровью) составляет порядка 6−7%. Таким образом, дефицит постоянно нарастает.
После всех сердюковских преобразований в нашей стране остался единственный вуз, который готовит пилотов для Воздушно-Космических сил и Военно-Морского флота - Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (КВВАУЛ). В 2016 году оно поставило печальный рекорд, который, надеюсь, не будет перекрыт никогда - выпустило аж 13 лейтенантов. Это на всю нашу оперативно-тактическую, дальнюю, военно-транспортную, морскую ракетоносную и противолодочную авиацию!
Интересно вот еще что. При министре обороны Сердюкове, о котором столько сказано, что и добавить нечего, система военного образования и армейские кадры находились в ведении его заместителя генерала армии Николая Панкова. Который, надо думать, тоже немало сделал для того, чтобы поставить всех нас и Вооруженные силы перед нынешним разбитым корытом. Вы будете смеяться, но Николай Панков и сегодня заместитель министра обороны. И в роли еще и статс-секретаря военного ведомства продолжает курировать систему образования и кадровую работу. И даже изо всех сил тащит их из болота. Только теперь — при Шойгу.
Фото: Ens.mil.ru